Школа танцев "Зодиак"

Archie Burnett: «Кто говорит, что вог - это легко, тот просто никогда не танцевал его правильно!»

E-mail Печать PDF

ARCHIE BURNETT: «КТО ГОВОРИТ, ЧТО ВОГ – ЭТО ЛЕГКО, ТОТ ПРОСТО НИКОГДА НЕ ТАНЦЕВАЛ ЕГО ПРАВИЛЬНО!»

Арчи, Россия относительно поверхностно знакома с представляемыми тобой стилями. Можешь четко обозначить различия и общие черты вога и вакинга?

Арчи: Да, у них много общего. Эти стили пошли из гей-клубов. И их концепции заимствованы из фильмов, старых фильмов. Например, Cynthia Rise – потрясающая танцовщица. Корни вакинга в ней – как она двигалась, как вела себя. Ее линии просто потрясающие! Это примерно 1945 год – где-то между сороковыми и пятидесятыми годами. И весь вакинг основан на кино – двигающихся картинах, старых двигающихся картинах. Также Грета Гарбо и Грейс Келли, затем Дайана Росс – идея была быть такими, как они. И движения, и персоналии – это все перенималось. Суть в том, чтобы быть кем-то, кем ты не являешься. Допустим, я никто и звать меня никак, но я гляжу на эти фильмы и хочу быть кинодивой, как они. И я играю в это. Вот где корни вакинга.

А в воге: «Я хочу быть этой супермоделью». Ты играешь в нее. В ее жизнь. Клик, клик – поза, поза. «Я такая прекрасная сегодня. Я такая восхитительная. Я такая-растакая». То есть, это параллельные ментальности, но одна из них основана на двигающихся картинах, на кинематографе, а другая основана на фото. Оба эти стили – мужские и женские. Так что важно понимать, как они друг с другом соотносятся. Например, мужчины-модели были очень серьезные, непоколебимые. От них исходит сила и мощь. Если они смотрят – они смотрят, если они стоят – они стоят. А женщины-модели выражали тщеславие и надменность, самодовольство. Если вы переносите то на танец – танец будет жить. Это основная идея, которая стоит за ним. Но те, благодаря кому зародился этот танец изначально, уже мертвы. Тем не менее, в ЛА еще есть люди, которые продолжают дело основателей. В 1970-х годах вакинг начали танцевать в Нью-Йорке и это затронуло меня, но различие между Западным и Восточным побережьем всегда существовало.

Слово «панк» (punk) – уничижительный термин, который использовали по отношению к геям. Панкинг (punking) – так обозначалась особая позиция, как то же самое, когда в воге говорят: «Я чувствую это» (Im feeling it), потому что в этот момент ты в данном настроении и в данном образе. А потом уже слово waack, как и punk, стало использоваться для того чтобы передать особое состояние, настроение в клубе: «Я был вак-вак-вак, панк-панк-панк!» Это был просто способ разговора. И кто это подхватил, неизвестно. Я могу вам рассказать, что было в Нью-Йорке, но все это происходило в ЛА.

Моя мама не позволяла мне танцевать, поэтому я должен был втихаря «воровать» из телевизора в 1975. Но я мог поймать это лишь однажды. Так что представьте меня, стоящего перед телевизором и одним глазом следящего, как бы не вошла мама! *смеется*. Но шоу Soul Train показывали раз в неделю, поэтому моей задачей было получить как можно больше информации и потом снова ждать семь дней!

Лер: Единственный человек из ЛА, у которого я училась вакингу – это Шабба Ду. А в Нью-Йорке я еще училась у Брайана и Марджори. Она, кстати, делает очень много пробросов рук, она многое заимствовала из афро. А в ЛА – это больше работа рук.

Арчи: Верно. А то, что делает Марджори – это ее собственное чувство этого, так что вы вправе тоже так делать. То, чем хорош вакинг – это то, что вы можете танцевать в клубах и смешивать его с афро, с шагами хауса. Но вы должны помнить, что элемент афро должен абсолютно сочетаться с вакинговым вокабуляром. То есть когда ты показывала, ты бросаешь руки, как в афро, но ноги были из вога. То, как ты передвигаешь ноги, имеет значение. Вогинг – это вперед назад, а вакинг – это из стороны в сторону. Многие думают, что если к воговским ногами добавить руки – то это уже вакинг. Нет, это вогинг! И если вы будете участвовать в контесте, который я буду судить, я вас выкину. Потому что вы должны разговариваться на правильном языке: нельзя придти на вогинг контест и танцевать вакинг. То же самое наоборот: на вакинг-контесте ты не можешь танцевать вог. Никаких «утиных» проходок, поз, падений – ничего этого.

А в клубе? О, в клубе вы можете делать все, что угодно! Хоть на голове крутитесь! *смеется* Просто когда вы участвуйте в соревновании по конкретному стилю, вы должны оставаться в рамках стиля и быть чистыми в своем языке. И когда участники начинают танцевать вог на контесте по вакингу, я говорю: «Эээй! Вообще-то это немного не то!» Но многие учат, всего лишь взяв два-три класса. Вам нужно знать, зачем и почему делаете то, чему учите тому. Потому что эти вещи пришли из реальных жизненных ситуаций. Если я вот так вот режу рукой, то я режу, это как копье. Движение сильное и четкое, как и должно быть. Это old way vogue. Далее есть vogue femme – это утрированная женственность, не в смысле того что женщины должны такими быть – это мужское понимание женской сути. Но этот не реальность, это всего лишь впечатление, это характер. Ты можешь делать по-своему, но в основе все равно должна лежать четкая база.

Лер: Именно! Как можно учить хип-хопу, даже не зная, что такое running man! В прошлый раз, когда Алексей привозил Стретча, мы наблюдали такую картину: практически никого из хип-хоп танцоров в классе! Потому что они считают, что им совершенно не обязательно знать базу, они хотят танцевать Джастин Тимберлейк стайл!

Арчи: Танцы – это то же самое, что и жизнь. Тебе сначала нужно знать, где ты, для того чтобы понять, куда идти. Ты не можешь сразу впрыгнуть в танец! Это то же самое, что тренировка для Олимпийских игр: нельзя потренить две недели перед ними и участвовать в забеге. Аналогично: ты не пройдешь теста, если начал заниматься день назад! Проблема номер один лишь в том, что такие люди не понимают их роль в этой цепочке: они думают, что она начинается с них! И вот причина, почему вы получаете неправильную информацию – потому что они не понимают того, что делают. Например, я все время повторяю, что эти танцы пришли из реальных жизненных ситуаций, и это действительно так! Если танцую вог и смотрю вот так на кого-то – это не моя позиция как таковая. Потому что то, что многое опускают – это негативная часть вога, поскольку в основе своей вог основан на том, чтобы очернить, унизить другого. Я не использую эту часть вога, потому что это не моя позиция.

Лер: То же самое, что и регги: я не использую пошлую составляющую музыки регги, например...

Арчи: Да, дело в том, что – касаемо вога или нет – для будущего мы должны трансформировать этот негатив в позитивное русло. Конечно, черное не было бы черным, если бы не было белого, но нельзя концентрироваться на темной стороне все время. Например, апрок. Вроде бы, это фанк, но теперь это всегда воспринимается, как бой. Это ментальность!

Лер: Как новое поколение, мы должны быть более ответственными. Потому что мы и вы продолжаем дело основателей, но ничего не было бы, не будь их, у нас не было бы правильной информации. Алексей свидетель: он привез меня в прошлом году и попросил меня учить вакингу. Он просил и просил в течение трех месяцев, и я решила позвонить Стретчу, потому что он должен был ехать со мной. И я сказала ему: «Стретч, вот какова ситуация, Алексей хочет, чтобы я давала воркшоп по вакингу. На что он ответил: «Ты должна это сделать, ты всегда в Нью-Йорке, ты постоянно обучаешься, ты занимаешься на индивидуалках, ты должна учить». Я сделала курс и я показала ученикам всех, у кого они должны заниматься: Арчи, Брайана, Шабба Ду, Тайрона. Я сказала, что буду учить только в том случае, если Алексей привезет Шабба Ду, Арчи или Тайрона или кого из основателей, потому что я еще не знаю многого, я только учусь. Я считаю, что лучше не делать совсем, если ты не знаешь, как делать правильно. Стретч сидел рядом и был свидетелем моего класса. И я постоянно консультировалась с ним, просила рассказать что-то, и он помогал мне объяснять какие-то вещи. И я неоднократно повторяла, что вы должны учиться у основателей, кто вырос в этом.

Арчи: Я не основатель, но я вырос в этом.

Лер: А я еще не родилась, когда это танец появился, как я могу правильно научить ему? Я должна просто принять и понять это.

Арчи: Это правомерно в том случае, если вы остаетесь самим собой, вы привносите часть себя.

Лер: Именно! И знаете, почему я люблю брать индивидуалки у Брайна? Потому что он владеет базами многих стилей и он знает, как объяснить каждую деталь. И я коплю деньги и обучаюсь всему: хаусу, вакингу, регги, – всему, потому что люди следуют за мной, когда я преподаю. И я всегда объясняю, что меня еще не было, когда это танец уже существовал, и я чувствую свою ответственность. Это очень важно. И когда я разговаривала со Стретчем, я тоже говорила ему: «Мы должны ценить то, что вы создали».

Арчи: Вог – это действительно другая история. Когда ты танцуешь различные стили, твой метроном может варьироваться, потому что ты должен обыгрывать бит, уметь переключаться с нижнего на верхний регистр. И сложность в том, если твой внутренний метроном неустановлен, нестабилен. И чтобы приобрести это качество, нужно просто включать музыку и танцевать, нужно быть постоянно в ней. Лер знает: всегда, как только музыка начинает играть, я кричу: «Вау!» – и начинаю двигаться. И если музыка выключается, она должна продолжать играть в твоей голове – это и есть внутренний метроном. И как только вы это поймете, вы сможете танцевать все время!

Лер: Поэтому обучение танцу действительно занимает долгое время. И чтобы достичь хорошего уровня, нужен действительно хороший опыт. Марджори сказала: ты не сможешь стать мастером в один день. Нужно десять лет, прежде чем твое тело действительно это почувствует.

Арчи: А никто не хочет ждать столько времени! Одно дело – это быть вдохновленным кем-то, а другое дело – получить понимание. Это разные вещи. Я всегда говорю: танцуйте по правильной причине. Танцуйте не для того, чтобы стать богатым или знаменитым, не танцуйте для того, чтобы унизить кого-то, танцуйте просто потому, что это наполняет вас, потому что это именно то, что вы хотите делать.

Лер: Именно это и отличает двух хороших танцоров: один из них танцует для показухи, а другой – потому что это для него все.

Арчи: Эти люди танцуют «снаружи внутрь». Хотя должно быть «изнутри наружу». Это то же самое как если бы я сейчас скачал: «Ок, чуваки, сейчас я научу вас локингу». Ничего, что я брал всего лишь один класс у Шабба Ду – сейчас мы будем танцевать локинг. Да я бы даже не посмел, честное слово! Нужно быть честным с самим собой, отдавать себе отчет: «Я хорош в этом, я могу учить». Я рос, танцуя хастл и фристайл – то, что сейчас называется хаусом. Изначально это называлось фристайл, freedom dancing, вогинг и вакинг. Какое-то время вакинг шел рука об руку с локингом, но я не люблю локинг. А вакинг меня всегда притягивал. И все эти вещи составляли мой вокабуляр. Я не танцуют бальные, я не танцую танго – даже сальсу. Да, я могу ее эмитировать, когда, например, выбираюсь куда-нибудь на вечеринки в Бронксе, но я не умею танцевать на раз-два-три. Я не умею танцевать под счет, честно! Именно поэтому я сказал, что, когда я танцую, я всегда создаю вокруг много шума. Потому что когда ты танцуешь, это должно идти через твое тело *отбивает ритм*. И вот то, что я всегда делаю и вы всегда должны делать: всегда когда включается музыка, даже если вы ее не знаете, создавайте свой собственный ритм из этой музык. И тогда ваше тело включится.

Лер: Я хочу вернуться к вопросу, когда ты говорил про честность. Люди, которые этим обладают, они хотят сперва учиться, а потом преподавать. А те, у которых этого нет, они преподают сразу после первого класса. Так что мы должны делать: не преподавать, даже если мы все еще учимся или говорить: или попытаться преподавать, говоря:вот те люди, которые могут этому научить, и показывать и т.д. Потому что ведь если этого не делать, все эти вещи будут безнадежно утеряны. И вот результат: когда приезжал Стретч, хип-хоп танцоры не считали нужным заниматься у него. Его класс был в половину этого. Тем не менее, он потрясающе провел воркшоп, это объяснил все соушл дэнс, он показал, он объяснил историю каждого шага. Просто потому что он не хореограф Джастина Тимберлейка…

Арчи: Да, далеко не Марти Куделька…. Не не не, ничего плохо го про него. Я понимаю, когда люди зарабатывают деньги. Но Марти Куделька!.. Извините…. Чувак работает в Джастином. О да. Но он же совсем не фанки! Он просто механический, он не фанки. Он умеет только запоминать и исполнять хореографию. И многие из вас тоже сейчас этим занимаются, я не могу никого корить. Но сначала нужно учиться просто танцевать, а потом уже учиться этому. Например, я показывал на уроке простой баунс – и никто не смог повторить. А это всего лишь просто баунс! Здесь вы должны учитывать фанк-фактор. Все знают, как делать баунс вниз, но фанковый элемент в том, что нужно пружинить наверх! Вообще, вы должны найти какую-то «сильнодействующую» вещь в вашем танце, в вашем исполнении: это может быть взгляд, это может быть движение, это может быть вообще то, что вы ничего не делаете!

Лер: Однажды Арчи сказал кое-что, что в корне изменило мою точку зрения. Это было на классе в Нью-Йорке. Арчи давал проходку, затем нужно было встать в позу и пройтись обратно. А я помню, когда я встала, он подошел и сказал: «Не торопитесь, потому что если танцор не суетится и бережет время, это означает его уверенность в себе».

Арчи: Вот именно! Зачем торопиться, если каждое движение призвано говорить о тебе! И ты должен прочувствовать это! Можно даже ничего не делать: пусть все убиваются в клубе, а ты пришел и встал – и это уже говорит о многом. Все двигаются, а ты не двигаешься!

Лер: Представьте, Нью-Йорк, лучшие танцоры зажигают в круга, просто пар валит. Появляется Арчи. И весь клуб замирает! Он делает одно движение – в клубе моментально появляется место. И он зажигает – до самого утра, когда все уже стухлись. Шесть часов утра: «О, что, пати закончилось?» *смеется*

Арчи: Это все музыка! *смеется* Зато потом я валяюсь целый день: «О, боже, ооо!» *смеется* Я расплачиваюсь потом за это целый день! Ахаха! Но это того стоит, это реально того стоит! И это то, что вам нужно делать! В общем, нужно танцевать, и танцевать, потому что вы любите это делать. Если вы будете танцевать по какой-нибудь фальшивой причине – это не сработает, поверьте мне. Только в том случае, если вы танцуете, потому что это делает вас счастливыми, все остальное придет. А если вы будете танцевать исходя из позиций: «Я должен стать лучшим», то даже если вам это удастся, вы не будете счастливы. Потому в один прекрасный день вы можете сломать ногу или вывернуть лодыжку – всякие травмы случаются. У меня очень плохие колени и спина, но вы никогда об этом не узнаете. Потому что мое лекарство – здесь *показывает на сердце*. Может быть, в шестьдесят пять я за это заплачу, конечно *смеется* Сейчас мне пятьдесят и я продолжаю делать то, что делаю. Но когда мне стукнет шестьдесят, я все еще планирую быть фанки, не сомневайтесь! Всем вам нужно обязательно собираться вместе, позвать ди-джея, конечно, и самим организовать тусовку! Потому что в каждой стране есть свои тусовочные места. Во Франции, например – да полной! Потому что это особая культура, и чтобы понять ее, вы должны жить ей!

Лер: Арчи, вот какая проблема – может быть, наиболее глобальная. Сейчас новое поколение учится танцевать в студиях. Именно поэтому может быть сейчас в танце столько жестокости. Потому что обычно когда ты идешь в клуб – это любовь, это обмен.

Арчи: На самом деле, самый лучший класс – это клуб. И вы должны учиться друг у друга – в клубе. Вот то, как это работает: вы собираете в клубе и вместе танцуете. В клубе вы можете смешивать все, что угодно, варьировать, потому что суть в том, чтобы учиться друг у друга. Смотреть друг за другом: «О, ты сделал вращение на полу – круто, я тоже хочу так же!» Вы должны вдохновляться друг другом. Это то, что продолжает цепочку – она не была начата нами, но она была нами продолжена. Мы просто должны продолжать двигаться. Все негативные стороны – отметайте. Только позитивные вибрации!

То, что сейчас делает подрастающее поколение – это New school. И если быть честным.. Я не то чтобы не люблю new school… Но для того, чтобы делать что-то новое, нужно полностью понимать, откуда все пошло – и только потом делать. То, что они делают, это не waacking, а просто вакинг с приставкой «недо». Потому что нужно сначала уверенно владеть базой – а потом уже от нее плясать. Есть большая разница, когда ты танцуешь и каждое твое движение что-то говорит и ты чувствуешь в себе эту силу и от тебя исходит сила, чем когда ты расхлябан, как медуза! Если ты ставишь куда-то руки – их надо ставить, движение должно быть закончено – оно имеет конечную точку. Каждое движение имеет значение, это не просто разброс рук в разные стороны. Это не сработает. Ты должен быть чистым. В воге самый простой способ это сделать – это примерить на себя какой-либо характер. Характер может быть такой: «Да, вот я такой, я стою здесь» – вот все, что я хочу сказать о себе. Я еще ничего не сделал, но я уже танцую вог! Вот какова идея. Это начинается с тебя и заканчивается тобой. Это ментальность вога. В вакинге ментальность: я – кинозвезда. «Да, вот я такая!» В вакинге твои эмоции и движения  постоянно меняются: то ты счастлив, то агрессивен, то сексуален. Ты должен найти в себе то, что превалирует – и дать этому волю. Например, в один день ты можешь придти в клуб и просто рвать и метать. Нужно понять свое состояние и выпустить его наружу.

В воге же элемент контроля – это размеренность. И когда ты танцуешь, нужно сохранять одинаковую скорость. Ты можешь исполнять вакинговые руки, но то, как ты сохраняешь скорость – это будет вогом. Руки здесь всегда очень отточенные. И скорость одинакова. Вакинг все-таки немного более агрессивен и порывист. Так что если вы не знаете классического способа танцевания вакинга или вогинга, вы будете действовать неправильно. Это не так уж плохо, конечно. Потому что сейчас ваше время. И я действительно горд тем, что вы находите что-то в прошлом, в том, что было для нас настоящим. Вы можете делать то, что вы делаете и хотите делать. Но чтобы вы ни делали, всегда будьте уверены в том, что язык, на котором вы говорите, чист. А не: «Жвыапорп!» – вы поняли, что я сказал? Поэтому нужно сохранять чистоту стиля. Все будет правдиво, если вы будете вы в это верить.

Танцуйте по правильной причине. Танцуйте, потому что это вас наполняет. Не танцуйте для того, чтобы стать лучшим или стать знаменитым, выиграть какой-то контест, унизить кого-то. Многие делают это, многие, но в итоге получается, что они просто карабкаются на радугу и они никогда не достигнут ее, никогда. А если даже если они сделают это, они никогда не будут счастливы. Потому что суть в том, что настоящий танец основан на любви, он не основан на ненависти, на агрессии либо на жестокости. Даже крамп. Он выглядит очень жестоким, он предназначен для того, чтобы дать волю гневу и агрессии. Но даже в этом есть суть, потому что для них это – о любви. «Давай, выпусти это, сделай это!» – и так далее. Это просто другой язык общения. Так что, на каком бы языке вы не изъяснялись, делайте это чисто.

Ты посещал вог-балы?

О, вог-балы… Они полны беспорядков. Что я имею в виду под словом беспорядки… Это та часть вога, о которой вы не знаете. Это жестокость. «Ах, ты сучка! Ну, получи!» И так далее. В этом очень много жестокости. Это действительно уличный вог. Но положительная часть заключается в том, что вы можете увидеть те формы искусства, которые принимаются и уважаются всеми деятелями вог-сцены: это линейность, это обыгрывание музыки, когда люди приходят не чтобы опустить кого-то, а в том, чтобы сделать лучшее, показать все свои способности.Я впервые побывал на балу в восемьдесят девятом, я получил свой приз, ушел и больше не вернусь – увольте.

А в какой категории ты выступал? Я участвовал в категории models body & body builders body. Я вышел, встал в позу, получил свои десять от всех судей и ушел, чтобы больше не возвращаться *смеется*

Расскажи, пожалуйста, про категорию vogue dramatic.

Драматик – это категория в воге, всего лишь категория. Cуть в том, чтобы падать в бит *напевает*: «Парара-парара-рам-па! Парара-парара-рам-па!» и сделать это как можно более драматично. Если вы посмотрите Leyomi Mizrahi… Однажды она сделала совершенно невообразимую вещт! Она залезла на стол, прокрутилась головой, сделала флип, как в капоэйре, и упала на пол! И самое главное – сделала это в бит! Это очень важно: ты не можешь упасть, просто потому что ты падаешь. Ты должен сделать это в бит! Лейоми еще однажды сделала так: она прокрутилась, потом замедлилась, чтобы голова чуть ли не коснулась ног, а потом опять ускорилась, и, прокрутившись, упала. Она просто сумасшедшая! Однажды она взяла муляжовый шприц, сделала вид, как будто ввела себе инъекцию, и, изобразив последствия, совершила падение. Лейоми вся в этом. Но я думаю, что лее через десять ей это аукнется, так что не стоит повторять ее подвигов, иначе вы будете говорить: «О, я в порядке, не подкатите ли мою инвалидную коляску?» *смеется*

У балов и хип-хоп баттлов похожая энергетика?

Ну да, на балах часто устраиваются баттлы, и когда они проходят, это то же самое, что и в хип-хопе – ничего хорошего. Но ни в коем случае нельзя касаться друг друга – это основное правило. Можно очень сильно приближаться.

Что ты вообще думаешь по поводу баттлов?

Недавно я был в Париже на House Dance Conference. Было очень весело. Но организаторы сделали совершенно бессмысленную вещь – баттлы по хаусу. Разве это хаус культура? Разве кто-нибудь улыбался? Баттлы – это не о хаусе. Круги – да. В Париже была такие круги, что я только и успевал кричать: «Weeeeeeeeerk Мне понравилось, что мне не пришлось судить, я только давал воркшопы. Не люблю судить. Потому что это очень сложная задача. Танец – это не просто так. Вы должны убедить меня, что действительно чувствуйте. Вы должны заставить меня поверить вам.

Вообще, кстати, про Россию. Заметил очень интересную вещь. Я тут просто на разведку ходил, смотрел, какова Россия. У вас вообще никто, никто не улыбается! Но вы – вы другие. И ваща задача – изменить это в вашей стране. Помните про то, что вы – новое поколение, в ваших силах изменить этот мир. Это я уже списан со счетов, а вы можете сделать все, что в ваших силах. Вы должны представлять Сердце и представлять Правду. А что будет в итоге – жизнь покажет. Искусство имитирует жизнь, жизнь имитирует искусство. Когда вы верите в то, что делаете – это приносит силу в танец. В Нью-Йорке у нас есть поговорка: «Ты делаешь себя». То есть, вы делаете сами себя. И мы действуем по принципу: «Танцуй изо всех сил или сиди дома!». Всегда помните: танцуйте до самой смерти! Я вернусь в мае!

Я хочу поблагодарить Алексея и особенно Лер, которая способствовала моему приезду сюда в большей степени. У вас потрясающая энергетика, так что продолжайте в том же духе. И самое главное- заботьтесь о своем здоровье: о коленях, о спине. Это сейчас вы молоды. А что будет потом? Так что не забывайте про растяжку. Я не делают традиционную разминку, я просто начинаю, постепенно увеличивая темп. Но если вы делаете по-другому, делайте, потому что это ваше тело. Если у вас не дай бог случится травма, то это выбьет вас из полноценной жизни на долгое время, так что не подвергайте себя неоправданному риску. Если вы что-то делаете, делайте с уверенностью в своей безопасности, не делайте всяких сумасшедших трюков без необходимости. У меня больные колени и спина, но вы никогда этого не заметите. И когда я умру, я тоже буду танцевать вогинг, уж поверьте *смеется*

Источник: iDance