АЛЕКСАНДР ОШКИН: «КАК ТОЛЬКО ПОЯВИЛИСЬ ТАНЦЫ, ЖИЗНЬ СТАЛА НАМНОГО ИНТЕРЕСНЕЕ»
iDance: Ты помнишь свой первый «танцевальный» шаг? Как это было?
Саша: Сперва немного ударюсь в свою биографию, если можно. Я сам из Саратова, хотя моя семья много путешествовала – я жил во многих странах. В Германии, например, задержался на пять лет. Но в конце концов нас занесло в Саратов, и на этом городе мы решили остановиться. Как-то со школьным другом я увидел клип It’s alright группы East 17. Ребята танцевали брейк. Их движения привели нас в шок, потому что в России брейк-данс тогда практически не был известен. Все это настолько впечатлило, что мы стали по десять раз смотреть кассеты и пытаться повторять движения. Учили мы и «верха» и «низы», но на тот момент не знали определений: что такой брейк-данс, а что хип-хоп. Просто-напросто включалась музыка, и мы старались пробовать какие-то фишки. Это был где-то класс восьмой-девятый.
Чем же тебя привлекли танцы?
Я до этого жил без танцев очень даже неплохо. Но как только они появились, жизнь стала намного интереснее. У нас открылась первая школа по хип-хопу и брейку, и мы с другом пошли туда. Но уровень был очень слабый, поэтому пришлось уйти и развиваться самостоятельно. Вскоре получилось так, что мы стали выступать на разных соревнованиях. Нас по-настоящему «поперло». Тогда появилась первая брейкерская комнада, в которую я мечтал попасть. Осуществив свою мечту, я стал очень серьезно развиваться в брейк-дансе, даже стал одним из сильных членов команды. Потом я танцевал еще в нескольких командах. В конце концов, образовался определенный костяк ребят, из которого сложилась команда Stop Only Crew. В нее входили Костя Росалюк, Боря Темкин, Сергей Морозов. Это были в основном люди, которые теперь живут в Москве и каждый занимается своим делом. Команда стала называться Freez Оut, когда к нам в коллектив пришли ребята из Балаково: Стас Алехин, Антон Жуков, Макс Юров, Петя, Дима из «Миражей». Мы стали очень крутыми: участвовали в Чебоксарах в чемпионате Европы и три года потряд занимали первое место. В Москве тоже получали призовые места. Получается, что мой путь начался с брейка.
Как ты попал в Москву и что хотел от нее получить?
Москва хороша тем, что здесь постоянно что-то происходит – мастер-классы, например. Уже даже можно не ездить в Европу – все крутые танцоры и хореографы приезжаю поделиться своим опытом и мастерством. Но…В Москву все стремятся только чтобы заработать деньги. Все ребята, которые были крутыми танцорами, приехав в Москву, уходят в попсу, танцуют со звездами, зарабатывают деньги, но забывают про творчество. Это очень плохо. Со мной было тоже самое, но со временем я понял, что не хочу терять самого себя. Лучше я буду получать меньше денег, но делать то, что хочу. А если говорить о том, как я попал в Москву… Я решился штурмовать столицу, потому что в Саратове уже был «потолок». У меня появились свои школы, я получил все, что мог и должен был идти дальше. Денег зарабатывал немеренно, но понял, что хочу чего-то нового, свежего. Вообще последние жизненные этапы у меня связаны с фитнесом. Я занимаюсь и танцами, и фитнесом. Танцую для себя, а фитнесом зарабатываю деньги.
Как ты можешь охарактеризовать стиль, в котором танцуешь?
Когда пришел преподавать в Model-357, мне сказали, что я танцую в стиле L.A. Не знаю. Наверно. На самом деле, мне без разницы, что я танцую. У нас в стране все привыкли говорить: «Я – поппер, а я – локер»… Если посмотреть на ту же Францию – там умеют танцевать все. Я считаю, что танцор должен уметь танцевать все и не зацикливаться на одном стиле.
То есть ты стараешься развиваться во всех направлениях?
Да, но этапами. Когда приехала Лер, я с ума сходил от регги дэнс холла. Потом он чуть поднадоел, и я взялся за крамп. Крамп, на мой взгляд, как третье измерение. Невозможно описать те эмоции, которые ощущаешь, когда танцуешь его. Сейчас я танцую хип-хоп, делаю акцент и на хаус, т ак как этот стиль сейчас очень востребованный. А брейк я всегда буду танцевать, потому что с него начинал.
Получается, что у тебя сначала не было как таковых преподавателей, которые могли тебе помочь понять то или иное движение?
Да. Брейку я учился по кассетам. Помню, что одну фишку брейкерскую – бочка называется – я учил месяцев семь. Мы не знали технику, а когда к нам приходили ученики, то уже за месяц могли научиться этому движению. Конечно, учителя были, но не могу сказать, что был какой-то конкретный. Огромный рывок в моем развитии произошел, когда я попал на европейские мастер-классы. Я учился у Тони Стоуна, Патрика Чена, Марии Мадрид, Даниэля Балди. Теперь я работаю с ними в интернациональной команде «Интерспорт». Я работаю с такими людьми, которые диктуют моду. Это не просто танцоры. То, что они делают на конвенциях, потом делает весь мир. С ними очень круто работать. Да и вообще я стараюсь больше давать мастер-классы в Европе, чем в России.
Что все-таки важнее: заниматься и развиваться самому, как это делал ты, или ходить в танцевальные школы? Сейчас таковых развелось нереальное количество, но вся проблема в том, что на занятии тебе говорят, как делать движение, и другого варианта быть не может…
Надо у кого-то учиться, но плюс ко всему часа два заниматься самому. Чтобы танцевать не так, как говорили, а чуть-чуть по-своему. Что-то можно брать от преподавателя, но подстраивать это под себя. Если взять наших танцоров – это копии кого-то. Своего ничего нет. Они «косят» и считают, что это круто. Нет. Нужно делать что-то свое. Может, это будет не так круто выглядеть. Зато это твой стиль.
В России представление о танцах очень сильно отличается от Запада. Когда ты пытаешься делать что-то свое, на тебя странно смотрят и говорят, что все, что ты делаешь, неправильно. Как с этим бороться?
Не нужно никого слушать. Взять, например, репетицию нашего шоу. Кто-то покажет какое-нибудь необычное движение. Мы не будем округлять глаза и крутить пальцем у виска. Наоборот. Если раньше никто такого не видел, нужно брать и вставлять его в свое шоу. Надо удивлять публику. В баттле похожая ситуация. Если я вылечу в первом же раунде, главное, что я танцевал так, как нравится мне и все равно, кто что подумает. Ты теряешь себя, если начинаешь под кого-то подстраиваться.
Нужно ли уметь отличать, например, LA от Нью-стайла? Или вообще не стоит на этом зацикливаться?
LA очень логичный стиль на самом деле. Если посмотришь, то одно из другого вытекает, что очень удобно. Этот стиль я советую всем - новичкам в том числе. Он очень красивый. А Нью-сьайл это больше «экспериментал». Такой «бред сумасшедшего» *улыбается*. У каждого стиля свои особенности, своя история, но я предпочитаю разбираться во всех стилях.
То есть определенного предпочтения – нью-стайл или LA – у тебя нет?
Сейчас мне почему-то нравится все. Просто получается, что сначала я больше уделяю внимание хопу и меньше тренирую хаус. Потом наоборот. Не понимаю, зачем себя насиловать и говорить: «Я танцую только хип-хоп и все». Когда танцуешь что-то одно, очень быстро устает мозг. А разбавляя хоп хаусом и наоборот, ты отдыхаешь. Думаю, что и развитие в таком случае происходит быстрее.
В танцах очень важную роль играет умение слушать музыку. Мнения по этому поводу разделяются. Одни считают, что нужно танцевать в бит, другие – под сэмплы, третьи – еще каким-то образом. Где истина?
Да не надо никого слушать. Кто он такие? Они просто говорят и все. Есть музыка: можно танцевать и под бит, и под слова. Это зависит от того, что ты слышишь. Взять, например, меня и Женька. Один трэк мы слышим по-разному. Кто-то может говорить, что я это делаю неправильно, но мне все равно. Для меня авторитет – Европа.
Но Европа тоже говорит о том, что надо слушать и слышать музыку. Это верно. Видимо, наши танцоры не совсем правильно понимают то, что им говорят о музыке знающие люди. Я уже не раз сталкивалась со спорами о том, как правильно нужно слушать музыку. Кто-то кому-то пытается что-то доказать. И это «запудривает» головы ребят, которые только начинают развиваться…
Сколько людей – столько мнений. Взять любого иностранного преподавателя. В начале занятия ты можешь не слышать музыку, под которую танцуешь. И только под конец начинаешь потихоньку понимать звуки, биты. Это все приходит не сразу. Нужно раз пятьдесят прослушать трэк, чтобы понять мелодию.
А как правильно развивать слух тем, кто плохо или вообще не слышит музыки? Ведь не у всех людей есть музыкальное образование.
Знаешь, когда я начинал танцевать, музыку вообще не слышал. Я просто хлопал под нее, отбивал ритм. Нужно постоянно ходить с наушниками и проникать в музыку, и все получится.
Ты постоянно говоришь о Европе. Чего бы ты хотел достичь в своей танцевальной карьере? Жить и преподавать в Европе, выиграть какой-нибудь серьезный баттл?
Я считаю себя больше педагогом, чем танцором. В этом вся суть. Баттлы – это хобби. И если посмотреть, танцоров очень много, а настоящих педагогов – единицы. Очень важно уметь объяснить и правильно показать движение, чтобы оно было понятно каждому. У нас таких ребят – два-три человека. Поэтому я больше стараюсь развиваться как педагог.
Что твой ученик должен знать о танце? Есть ли у тебя особый метод преподавания?
Я стараюсь давать ребятам не только хореографию, движения, а нечто большее. Это целая философия. Я хочу, чтобы они не просто повторяли движения, а уходили полностью в танец. Чтобы они забывали, кто они и что вокруг происходит. Я и музыку такую подбираю, чтобы раздирало на части, захватывало.
Бывают такие случаи, что человек и с пятьдесятого раза не может сделать движение. Как ты обычно поступаешь?
Сначала не получается, но потом обязательно получится. Я им объясняю, что тоже первый раз пришел на танцы и полгода вообще ничего не мог делать. А потом – раз! – и получилось. У всех бывает по-разному. Некоторые приходят и сразу схватывают все налету. А некоторые поначалу могут быть «деревянными», а потом вдруг что-то получается и человека «прорывает». Еще многих сдерживает возраст. Я считаю, что никогда не поздно начать танцевать. Тони Стоун начал в тридцать пять. Сейчас его знает весь мир. Моя цель – не просто стать знаменитым на весь мир, а постоянно ездить по миру и давать мастер-классы, как это делает Тони Стоун.
Насколько я знаю, Тони Стоун не только педагог, но и хореограф. Ты занимаешься хореографией? Да, конечно. Как рождаются твои связки? Это получается спонтанно?
Раньше все идеи ко мне приходили в душе *улыбается*. Не знаю, почему именно там. Сейчас все зависит от музыки.
То есть ты просто встаешь, и в движении рождается связка?
Нет, конечно. Если нужно создать что-то нереальное, то на это понадобится не один день.
Что главное, на твой взгляд, нужно знать танцору, начинающий он или нет, чтобы научиться танцевать и придумывать красивую хореографию?
Надо больше времени уделять себе. Оставаться наедине с собой. Ты, зал и музыка. Все. Просто сейчас много ленивых людей. Если есть свободное время, то нужно идти и танцевать, развиваться.
Как ты думаешь, насколько скоро в нашей стране начнут правильно понимать танцевальную культуру?
У нас все слишком много думают. В танце вообще не надо думать. Думать надо, когда делаешь хореографию. В баттле же нужно танцевать так, как хочет твое тело.
Есть ли в России достойные танцоры, которые могли бы бороться с западными и занимать призовые места?
Танцоры есть. Не буду выделять, но их очень мало. Я думаю, что все будет хорошо, если наши ребята не будут бросать танцы на начальном пути. Если у ж ты решил, что хочешь посвятить жизнь этому делу, старайся делать все, чтобы добиться высших результатов.
Многие люди относятся к танцам несерьезно. Они танцуют, чтобы сбросить лишние килограммы или просто уйти от реальности. Есть и такие, которые хотят посвятить себя этому занятию. Что ты посоветуешь последним?
Главное – не останавливаться. Нужно постоянно быть в развитии. Я, например, четыре года подряд работал без отдыха. Но это стоило того. И еще важно не смотреть на остальных. Думаю, что если человек более или менее растанцованный и умеет слушать музыку, то он может спокойно отправляться в свободное плавание. Главное, повторюсь, не останавливаться.
Саша Ошкин для iDance.ru
Источник: iDance
< Предыдущая
Следующая >