Школа танцев "Зодиак"

Беллиденсы: русский, египетский

E-mail Печать PDF
БЕЛЛИДЕНСЫ: РУССКИЙ, ЕГИПЕТСКИЙ

iDance: Питерская беллиденсерша Наталья Филимонова вернулась из Египта, куда ездила на мастер-классы знаменитых педагогов raks sharki. Она рассказывает нам о себе, делится мыслями о развитии отечественного танца живота и впечатлениями от замечательной плодотворной поездки.



iDance: Сначала давайте познакомимся. Расскажите о вашей танцевальной биографии, где вы учились танцу и чем занимаетесь сейчас?

Ф.: Я начала учиться беллиденсу в 99 году здесь, в Санкт-Петербурге, у Аши (у Алевтины Суворовой – iDance). Тогда она только открыла свой класс, где занималось несколько человек, сейчас у нее уже есть своя школа. Я начинала у нее.
Затем я брала мастер-классы, индивидуальные занятия у таких педагогов как Дорош Татьяна из Липецка, которая очень многое мне дала, за что ей огромное спасибо. Их липецкая школа очень сильная. Брала индивидуальные занятия у московских танцовщиц: Поповой Ирины, Стрельченко Натальи, училась у Рамазановой Елены. А также мастер-классы у совершенно разных преподавателей, в том числе и из Германии. Сейчас всех даже не вспомнить.

iDance: А до беллиденса чем занимались? Танцевали?

Ф.: Раньше я занималась многими направлениями хореографии, семь лет изучала индийский танец катхак.

iDance: Чем вы занимаетесь сейчас, кроме того, что преподаете?

Ф: Преподаю и танцую. У меня есть еще деятельность, не имеющая отношения к танцам, но в основном я преподаю и танцую.

iDance: Где?

Ф.: В основном танцую на банкетах.

iDance: А у вас есть псевдоним?

Ф.: Дарина.

iDance: По-моему, современная ситуация с распространенностью танца живота в Петербурге, да, наверное, и во всей России, может, за исключением Москвы, не очень хороша. Несколько дней искал в Интернете информацию, где в Питере выступают с беллиденсом, и только на каком-то одном сайте, посвященном питерскому досугу, нашел такое место: ресторан «Калиф», Гостиный Двор. Наведаться еще не успел. Почему так происходит? Наши переводные материалы iDance о танце живота читают очень хорошо, а такое впечатление, что танца нигде нет.

Ф.: «Калиф» не единственный ресторан, где танцуют беллиденс. Но, и в самом деле, у нас нет такого множества ресторанов, как в Москве. У нас немного восточных ресторанов и почему-то даже в крупных точках, как, например, «Магриб» на Невском проспекте, закрывают программы беллиденс.

iDance: Почему?

Ф.: Остается только догадываться.

iDance: Еще одна проблема, которая меня волнует. Лично мне танец очень нравится, и я как журналист, обладающий хоть малозначительной, но властью, стараюсь беллиденс продвигать. В последнее время наш портал переводит материалы почти исключительно о беллиденсе. Мы равняемся на европейский стандарт распространения танцевальной информации в интересах создания танцевального комьюнити. Буквально на днях произошла вот такая неприятная история. Беллиденс.ру, наверное известный вам портал, в одном своем разделе размещает рекламную информацию о мастер-классах профессионалов, когда и где они состоятся, куда обращаться за информацией и т.д. Я знаю, что наша площадка iDance в последнее время пользуется все большей популярностью, и хочу использовать это для выгоды танцевального сообщества беллиденс, хотя бы сетевого, которого у нас в России, на мой взгляд, не существует. Я написал деловое письмо беллиденс.ру, где спросил разрешения выборочно использовать эту новостную-рекламную информацию в разделе новостей iDance с неактивной ссылкой на источник беллиденс.ру в скобках после основного текста новости. То есть так или иначе реклама была бы им все равно обеспечена. Но мне приходит ответ: к сожалению, на таких условиях мы разрешения не дадим. И все тут. Вот, спрашивается, исходя из каких побуждений эти люди создали сайт и управляют им? Что им нужно?

Ф.: Не знаю, сложно сказать. Я знаю, что на беллиденс.ру есть статья о том, как сшить юбку, как ее раскроить…

iDance: Но почему они не дают ее другим сайтам? Мы бы хотели, чтобы танец живота распространялся. Люди совсем мало о нем знают.

Ф.: Да, к сожалению, у нас все хотят поставить на такую коммерческую основу… Я думаю, что со временем будет больше информации, и люди начнут открыто ей делиться.
Допустим, например, пишут статьи, которые я читала в том же интернете и о стилях, и о направлениях. Там есть свои имена. Но нет углубленного изучения: отношение очень поверхностное. Я уже понимаю, что в Санкт-Петербурге как к искусству к беллиденсу не относятся. И это очень печально. Людей, которые хотят изучать и изучают это искусство, в нашем городе можно пересчитать по пальцам, а танцовщиц - безумное множество, так же, как и преподавателей, которые не знают предмета. К сожалению.
В основном беллиденс практикуют в фитнессах. Такое фитнесс-направление с элементами восточного танца. Очень часто люди приходят в какой нибудь фитнесс и не понимают. Они думают, что изучают танец живота, на самом же деле это только какая-то стилизация, а преподаватель и не знает, что такое беллиденс.
Я столько лет в танце, но тем не менее знаю, что всегда есть чему учиться, учиться этому можно бесконечно. Мы люди северные, не с Востока, у восточных людей танец в крови. У нас же другие погодные условия, другой менталитет. Поэтому приложить усилий нам надо больше, чтобы что-то осталось. И, конечно же, прежде всего, если есть возможность, надо ехать учиться на Восток. А если нет возможности, брать уроки у тех, кто там побывал.
Я брала занятия именно у тех танцовщиц, которые работали или работают на Востоке. У Татьяны Федяевой (Нур), у Елены Рамазановой. И если говорить о моей поездке в Египет, то, конечно же, мне самой хотелось увидеть все именно там. Потому что центр беллиденса – Каир, откуда все корни, вся история. Посмотреть и поучиться у педагогов и танцовщиц, которые много-много лет занимались этим. Хотя бы на них посмотреть и проникнуться, ведь очень важно прочувствовать энергетику танца. В Египте я занималась у таких педагогов как Айда Нур, Махмуд Реда, Татьяна Федяева и Ракия Хасан. И сюда они тоже приезжают, дают мастер-классы, индивидуальные занятия. Все они разные, и у каждой есть чему поучиться. Если бы Египет был ближе, я бы очень много времени отдала, чтобы впитать в себя всю энергетику Востока. Я надеюсь, что эта поездка не последняя и что я часто буду там бывать.
Ведь очень хочется, чтобы изменилось отношение к танцу в России как к таковому. Очень часто оно заключается в словах знакомых: «Ой, видели мы ваш танец живота». На самом же деле танец живота очень, очень красив. И у него много граней, много стилей.



iDance: Вот, кстати, вопрос. В Европе танцовщицы называют его «oriental dance» и очень оскорбляются, когда говорят «беллиденс» («танец живота»). А в России наоборот распространено название «танец живота».

Ф.: Ну, на Востоке его называют «raks sharki»… А «танец живота», видимо, русскому человеку проще произносить.

iDance: Еще одно. Американские танцовщицы беллиденса руководят огромным количеством сайтов, и везде там много статей, написанных ими самими. То есть они профессионально танцуют и почти профессионально об этом пишут. Там и статьи об истории танца, и практические рекомендации, и советы безопасности, и всякие мысли, шутки, в общем, всего очень много. Эти люди просто берут и пишут, они даже часто не упоминают о том, что таким образом вносят огромный вклад в развитие искусства танца живота. Почему у них происходит так, а у нас вообще никак не происходит? В рунете кроме переводов я не видел практически ни одного толкового материала о беллиденсе. И вместе с тем у нас вроде бы много профессиональных танцовщиц, которые вроде бы заинтересованы в том, чтобы писать – они ведь должны любить свое искусство. Вот вы, например, выступаете с мастер-классами, вы привезли из Египта качественную информацию и честно и достойно ее распространяете. Мы ее подхватим и распространим уже с трибуны посещаемостью в 500 уникальных айпи в день. А другие что делают? Я смотрю на громадные сайты Ширы, Жасмин Джахал и обидно становится за наш танец живота. Ведь это искусство очень востребованное, экзотичное, красивейшее, так почему его никто из профессионалов не толкает в массы?

Ф.: Я не знаю, может быть… Я знаю людей, которые немного пишут об этом, пишут статьи. Может быть, собираются защищать диссертацию на эту тему. Но об этом можно будет сказать, когда это случится. Не будем забегать вперед.
И они изучают беллиденс очень глубоко. Почему не пишут? Даже очень талантливые педагоги могут быть загружены своей работой, отдавая всю себя. Говоря о той же Дорош из Липецка. Она, с медицинским образованием, изучает беллиденс уже много лет, ее школа одна из самых сильных в России. И она просто все время отдает своим девочкам, все свободное время. Все минутки. Возможно, она и напишет когда-то что-то.

iDance: Ну, а когда станет побольше свободного времени, вы думаете, они будут писать?

Ф.: Я думаю, что не каждый вообще может писать. Не каждому дано овладеть словом, пером. Может быть, нужно набрать в себе много информации, не год, не два и не пять этому посвятить, а гораздо больше, и настолько глубоко знать историю танца, знать все что можно, все стили, направления, чтобы что-то написать. Я знаю, что в Петербург танец живота пришел не так давно, вот как раз где-то в 99 году первые люди начали танцевать. В Москве же танцуют гораздо дольше. Почему они не пишут… Не знаю.



iDance: Ясно. Тогда к другой теме. Год назад правительство Египта запретило иностранным исполнительницам танца живота выступать в гостиницах, клубах, ресторанах. И сформулировано это было так: «Танцовщицам из России и других стран…». Почему так выделили Россию?

Ф.: Потому, что в Египте очень много танцовщиц из России, и, видимо, они мешают арабским женщинам танцевать. Но я думаю, закон сейчас пересматривается, и скоро его отменят.

iDance: Какой стиль танцевания вам больше нравится - египетский или турецкий?

Ф.: Египетский. Турцию я знаю, изучала турецкий стиль, но Египет я люблю больше.

iDance: Что вам больше всего запомнилось из египетских уроков? Какой-нибудь элемент?

Ф.: Знаете, даже не элемент. Потому что в технике практически все известно, очень сложно что-то найти для себя. Прежде всего, это подача танца. Ради этого одного стоило ехать в Египет, чтобы посмотреть, как танцуют известные педагоги. Ну и, конечно же, очень много интересных связок. Новых проходок. И вот так тоже по стилям пройтись, у нас просто негде брать такую информацию в городе. То есть насколько можем, мы сами берем все изкассет, оттуда, оттуда. Если хоть кто-то владеет информацией, я собираю. Ну а будучи в Египте, мы старались освоить все. Помимо того, что занимались, мы еще ходили на выступление Нур. Было очень важно посмотреть на танец вживую: ходили по ночным клубам, смотрели, как танцуют арабки. Ведь есть некоторое отличие в энергетике. И хочу сказать, что в Египте танцуется легче, чем у нас здесь. Не знаю, с чем это связано. Наверное, все дело в ауре. Климат, отношение зрителей и все вместе.

iDance: «Работу с полом» в египетском танцевании вроде бы объявили вне закона. Наблюдали ли вы что-нибудь такое? Шпагаты, мостики? Что-то еще?

Ф.: Нет, в Египте я такого не наблюдала. Я знаю, что у нас иногда встречается и шпагат, и мостики, но это скорее относится к разряду трюков, чтобы поразить воображение. Это не восточное, я ни разу не видела на Востоке, чтобы танцовщица садилась на шпагат или делала мостик, может быть только элемент прогиба назад. Я видела танцовщицу, она делала такой элемент, вставая на мостик и перекидываясь, как змея. Но именно чистого вставания на мостик там не было. Это было обыграно.

iDance: Но я видел один известный керамический осколочек сосуда, где изображается танцовщица, которая стоит на мостике.

Ф.: Танец несколько тысяч лет назад, конечно, очень сильно отличается от танца сегодняшнего дня. Беллиденс, как и другие течения, претерпевает изменения.

iDance: Можно даже сказать, что он переродился за последнее столетие. Не так давно мне стало известно, что драгоценности в пупке не восточная традиция. Прокол пупка введен Голливудом. Настоящие восточные танцовщицы так не делают.

Ф.: Я никогда не видела у восточных танцовщиц проколотого пупка, более того, как правило, в Египте именно пупок закрывают. Пупок должен быть закрыт. Коран, срам. Его закрывают всевозможными поясочками, платьями, либо это камушек в пупке – веревочка и камушек. Но, как правило, турчанки носят наиболее открытые костюмы. А вот египтянки закрытые, и закрывают прежде всего пупок.



Будем надеяться, старания iDance окажутся не напрасны. Мы делаем много переводов о восточном танце. Мы будем брать много интервью о восточном танце. Просто мы обожаем это искусство. В России у танца живота слишком мало сильных союзников, чтобы он развивался так, как нам хочется. Может быть, мы сможем пополнить их ряды. Будем надеяться.

Источник: iDance