Школа танцев "Зодиак"

Американские стили беллиденса - 2

E-mail Печать PDF
АМЕРИКАНСКИЕ СТИЛИ БЕЛЛИДЕНСА - 2



Это вторая часть трехчастной статьи о стилях беллиденса США. В первой части я дала вводное описание и историческую перспективу развития трех наиболее популярных стилей. Я познакомила вас с моей терминологией и объяснила, почему ее использую. Три стиля, которые я определила как доминирующие на американской сцене средневосточного танца, это:

Американский ресторанный стиль
Американский трайбл
Египетский ориентал


Во второй части статьи я детализирую информацию о каждом из трех стилей, характеризуя их по количеству танцовщиц (соло и труппа) и структуре танца. В третьей части я рассказываю о музыке, костюмах и других элементах беллиденса.

Труппа или соло?

Танцевание в труппе очень популярно в США. Учителя довольно часто предлагают своим ученицам возможность набраться исполнительского опыта, выступая в труппе. Ученицы, которые еще не готовы танцевать сольно, могут обнаружить, что танцевание в труппе придает уверенности. Люди объединяются, чтобы направить общие творческие усилия на один результат. Многих танцовщиц труппа привлекает чувством общности, принадлежности к коллективу. И зачастую дружба, зародившаяся в труппе, длится долгие годы и не прекращается даже после распада команды.

Американский ресторанный стиль

Американский ресторанный стиль может исполняться как сольно, так и труппой. Рестораны, ночные клубы предпочитают заказывать сольные выступления, а вот на фестивалях, в домах престарелых, на мероприятиях по беллиденсу, в больницах и других подобных местах труппы выступают довольно часто. Конечно, беллиденс-мероприятие – замечательная возможность выступить. Труппы зачастую используют те же реквизиты, что и сольные танцовщицы.

Исполняемый труппой, американский ресторанный стиль обычно отходит от семичастного формата, описанного ниже. Вместо этого директором труппы собирается ряд песен в порядке, который обеспечит оптимальные переходы между песнями, состыкуется с переодеванием, введением/размещением реквизита и т.п.

Американский трайбл

Американский трайбл обычно исполняется в труппе, а не сольно. Многие танцовщицы считают, что для трайбла у вас должен быть «род», группа людей, танцующих вместе. Но так было не всегда. Оригинальные выступления «Bal Anat» состояли из выступлений солисток и маленьких групп, которые выходили танцевать по очереди в контексте общего выступления коллектива. До появления «FatChanceBellyDance» выступления солисток в стиле, созданном «Bal Anat», были обычным делом. Но философия «FatChance» основывалась на групповом выступлении, и благодаря раскрутке, проводившейся этой командой, групповой формат стал популярнее, чем подход «Bal Anat». Сегодня выступления в стиле «америкен трайбл» требуют наличия группы.


«FatChanceBellyDance»


Но некоторые танцовщицы трайбла все же танцуют сольно. Во время своего первого тура с «Bellydance Superstars» поначалу Ракель Брайс выступала как солистка. Однако затем ее сольное выступление в стиле трайбл подвергли сомнениям, и в качестве «рода» у Ракель появились две танцовщицы.

Египетский ориентал

Египетский ориентал по самой своей природе является сольным танцем. Люди часто именуют «ракс шарки» «женским сольным танцем», чтобы отличить его от традиционных народных танцев, исполняемых в группе (например, от хагаллы). В некоторых старых черно-белых фильмах можно увидеть звезд (например, Самию Гамаль), танцующих в сопровождении группы, и даже сегодня у солистки может быть «команда поддержки» для придания выступлению большей энергетики или для удержания внимания зрителей во время смены солисткой костюма, но в этих ситуациях солистка отчетливо выделяется на фоне группы. Сегодня «сольные выступления в группе» - не правило, а исключение. В Египте почти все групповые танцы основаны на фольклорных стилях. Я видела в Каире групповую хореографию ориентала, исполняемую в качестве разогрева зала перед выходом солистки, но такое можно увидеть редко. Поэтому американские танцовщицы, желающие имитировать в танце египетский ориентал как можно точнее, обычно выступают сольно.

Хореография и импровизация

Американский ресторанный стиль

Солистки, исполняющие американский ресторанный стиль, могут танцевать либо хореографию, либо импровизацию. Те из них, которым посчастливилось танцевать под живую музыку, обычно импровизируют, потому что слишком сложно предсказать в точности, как коллектив интерпретирует конкретное музыкальное произведение. В определенных местах (в ресторанах и на вечеринках по случаю дня рождения) от танцовщицы требуется умение быть готовой к непредсказуемому повороту событий, поэтому там обычно более предпочтительна импровизация.



Труппы, исполняющие американский ресторанный стиль, обычно используют хореографию, чтобы облегчить групповое танцевание, и многие учителя танца наслаждаются разнообразием творческих приемов в работе с формациями, паттернами и прочими средствами постановки группового танца. Иногда номера в шоу подразумевают возможность исполнения «группового соло», во время которого каждая танцовщица делает собственные движения, а иногда танцовщицы по очереди выходят в центр сцены, чтобы станцевать сольно несколько фраз. Это не обычные форматы труппы, но они существуют. Я видела множество выступлений трупп, которые основывались на постановке, но включали в себя толику импровизации.

Американский трайбл

Солистки трайбла танцуют либо постановку, либо импровизацию, в зависимости от личных предпочтений. Подобно танцовщицам американского ресторанного стиля, под живую музыку или в непредсказуемых условиях они предпочитают импровизировать.

Едва ли не основная характеристика, которая отличает стиль «америкен трайбл» от всех остальных стилей беллиденса, в том числе и от остальных видов трайбла – это групповая импровизация. В исполнении этого стиля одна танцовщица выступает лидером, а остальные выстраиваются в формацию, которая позволяет им ее видеть. Лидер, пользуясь движениями, знакомыми всем участницам танца, исполняет импровизацию, а другие танцуют согласно тому, что она делает. Когда лидер должна сделать знак участницам группы, она пользуется едва уловимыми сигналами. Это может быть еле заметный жест рукой, поворот головы или изменение наклона тела. Труппы с большим количеством участниц формируются следующим образом: посредине стоит небольшая группа опытных танцовщиц, исполняющая сложные импровизированные комбинации, а за ней располагаются остальные участницы, исполняющие более простые движения, которые дополняют движения первой группы.

Танцевальные труппы других стилей трайбла для создания впечатления общности часто используют постановки вместо импровизации.



Египетский ориентал

Даже в сольном танце сложность классической египетской музыки с ее частыми изменениями ритма подразумевает использование хореографии, необходимой для интерпретации множества музыкальных слоев и тонкостей. Хореография особенно уместна, когда танцовщица исполняет танец под песню, с которой она не очень знакома. В Египте даже профессионалки высшего класса обычно пользуются хореографией, а не импровизацией. Некоторые танцовщицы исполняют хореографию под основные части мелодии и импровизацию под инструментальное соло.

Структура танца

Американский ресторанный стиль

В американском ресторанном танце 1960-1970 годов были семь отдельных частей, но сегодня большинство танцовщиц не включают некоторые из них в свои выступления. Какие конкретно – зависит от предпочтений танцовщицы и характера обстановки. Когда-то обычное шоу продолжалось около 45 минут, сегодня чаще всего выступление длится 15-20 минут. Каждая часть выступления исполняется в течение одной песни, обычно трех-четырехминутной, но длина песни определяется настроением музыкального коллектива, политикой владельцев клуба или же музыкальной коллекцией танцовщицы. Части выступления органично переходят одна в другую: танцовщица, не переодеваясь, находится на сцене в течение всего номера.

Части номера американского ресторанного стиля:

1. Быстрый или средней скорости выход на сцену. Делила называет эту часть «танцем приветствия», потому что в это время танцовщица приветствует аудиторию. Почти весь костюм танцовщицы укрыт платком, умело в него заправленным. Обычно танцовщица выходит из-за кулис под музыку и гордо шествует по сцене, оценивая обстановку перед тем, как приступить к танцу.

2. Медленная, плавная музыка. Танцовщица освобождается от платка и использует его как реквизит в танце. В конце песни она бросает или вешает платок.

3. Быстрая или средней скорости песня для придания энергетики. Танцовщица исполняет стандартные движения под быструю музыку.

4. Работа на полу, волны, балансирование мечом или подносом. Используется медленная, извилистая музыка, обычно это либо медленный шифтетелли, либо свободный ритм с инструментальным таксимом. Решение танцовщицы исполнять работу на полу, волны или балансирование основывается на характере обстановки, предпочтениях исполнительницы и политике заведения, в котором она выступает. Например, танцовщицы обычно исполняют работу на полу, только если танцуют на приподнятой сцене, которая позволяет увидеть танец всем зрителям.

5. Быстрая или средней скорости музыка. Если танцовщица желает выйти к зрителям за чаевыми, это обычно самое подходящее время.

6. Барабанное соло.

7. Финал. Обычно довольно короток (до двух минут). Танцовщица благодарит зрителей, музыкальный коллектив, делает один или два круга по сцене и завершает танец. Делать это можно под ритм 9/8, если ансамбль и танцовщица к этому расположены, либо просто под быстрый 4/4.

Сегодня наиболее распространенный формат состоит из трех частей (выход на сцену, один медленный танец, финал) для короткого шоу и из пяти частей (на выбор из тех, что указаны выше) для более продолжительного.

Американский трайбл

Различные виды трайбла эксплуатируют различные структуры выступлений.

Солистки, придерживающиеся формата шоу «Bal Anat», основанного на модификациях фольклорного танцевания, предпочитают выступления, по структуре напоминающие американский ресторанный формат. Так происходит потому, что оба формата – и американский ресторанный и «Bal Anat» - перед тем, как разойтись, имели одни истоки. Единая суть заключается в том, что для удержания зрительского внимания чередуется быстрая и медленная музыка.

Однако, несмотря на это, сам групповой характер выступления позволяет использовать и другие альтернативы. Вот некоторые их примеры:

- Разнообразие уровня энергетики может быть достигнуто за счет расположения на сцене разного количества танцовщиц – например, выход на сцену полным составом, выступление солистки, выступление малой группы, выступление другой солистки и т.д. Такой подход позволяет использовать похожие по темпу или стилю песни, не подвергая выступление опасности лишиться интереса зрителей.



- Некоторые группы предпочитают своим выступлением рассказывать историю – например, изображать себя путешествующими танцовщицами или разыгрывать сценку из жизни деревни (например, свадьбу). История позволяет труппе удерживать зрительский интерес. Тема «танцовщиц-путешественниц» эксплуатируется труппой «Hahbi 'Ru».

- Некоторые труппы наряжают дуэты или трио в разные фольклорные костюмы. Например, одна группа облачена в марокканские d'finas, другая – в тунисские костюмы (с кувшинами), третья – в египетские наряды Saidi. Каждая группа по очереди выходит в центр сцены и исполняет танец, сообразный персонажам, которых она изображает. Первоначально этот формат использовался «Bal Anat». Сегодня он эксплуатируется новым воплощением этого коллектива под руководством Сухалии Салимпур.

Египетский ориентал



Танцовщицы египетского ориентала выходят на сцену в драматическом ключе, под быструю ритмичную музыку, кружа платком, который поначалу держат обеими руками за спинами. Танцевание под классическую египетскую музыку не располагает к дроблению выступления на части. Подобно симфонии, одна длинная египетская песня может безо всяких пауз плавно перетечь из энергичной части в спокойную, плавную, а потом разразиться коротким барабанным соло. Работа на полу запрещена в Египте с 1950-х годов, поэтому медленная музыка используется для волн. Работа же с платком, исполняемая в США, очень отличается от того, что делают со своими платками египетские танцовщицы (смотрите параграф ниже).

В Египте в конце открывающего сета ориентал звезда уходит со сцены переодеться и возвращается в фольклорном костюме. Финал выступления – танец в народном стиле. Это может быть ассайя (танец с тростью), шамадан (танец с канделябром), мелайя-леф (танец, исполняемый в мелайе), или просто танец в стиле Саиди в наряде галабейя. Другой вариант: танцовщица может одеться в тобу и исполнить raqs al nasha'at (один из женских танцев Персидского залива). В США, однако, танцовщицы обычно не переодеваются в фольклорный костюм, потому что исполнительские ситуации в стране редко позволяют выступить с танцевальным концертом полной длины.




Это платье балади, принадлежащее Морокко – обычный наряд танцовщиц египетских ночных клубов. Платье сделано известной египетской мастерицей Мадам Абла. Для большего блеска оно покрыто блестками, прикрепленными к коротким бахромкам из стеклянных бисерин. По линии шеи и по бедрам идет длинная бисерная кайма.


Работа с платком

Американский ресторанный стиль



Американская танцовщица ресторанного стиля выходит на сцену с платком, забранным в костюм. Как укрывать себя, она решает сама, но многие танцовщицы укрываются платками так, что туловище становится совершенно не видно, и зачастую низ платка скрывает также и пояс. Костюм, который постепенно становится заметным при разоблачении, представляет своего рода сюрприз для зрителей. Таким образом, в рамках одного танца используются два костюма.

На протяжении всей первой песни, которая обычно либо быстрая либо средней скорости, танцовщица танцует, укрывшись платком. Затем ансамбль переходит ко второй – мягкой, мечтательной песне. Обычно для второй части выступления используются песни «Misirlou», «Bir Demet Yasemen», «Cleopatra» или «Erev Shel Shoshanim». В самом начале танцовщица (до сих пор полностью укрытая платком) может исполнить несколько мягких, изящных движений руками, покачать бедрами, сделать волны и т.д. После этого она начинает разоблачение, одной рукой вытягивая платок из костюма, а другой – отвлекая внимание зрителей. Во время этого процесса она может кружиться. Освободив половину платка, она может продолжить танцевать, а может вытащить из костюма весь платок – это уже как она решит.



В течение медленного номера танцовщица использует платок как главный элемент ее танца. Платок может стать рамкой для ее прекрасных волн. Может струиться по воздуху во время ее кружения. Танцовщица может обмотать его вокруг тела и исполнить волны, а затем снова разоблачиться. К концу номера она изящно отделывается от платка – иногда обматывая его вокруг головы какого-нибудь мужчины из зрительного зала на манер тюрбана, а иногда просто бросая где-нибудь неподалеку. Работа с платком длится около трех минут, и обычно (но не всегда) танцовщица танцует с платком все время и не избавляется от него, пока идет песня.

Американский трайбл

Некоторые танцовщицы, придерживающиеся стиля «Bal Anat», исполняют работу с платком, некоторые – нет, все зависит от личных пристрастий. Те, кто танцует с платком, делают это почти так же, как танцовщицы ресторанного стиля, хотя некоторые движения совершаются на фольклорный манер, а не в эстетике шоу-бизнеса. Так, танцовщицы трайбла менее склонны флиртовать со зрителями.

Работа с платком не используется в стиле «америкен трайбл», основанном «FatChance», потому что плохо вписывается как в образ «гордой женщины», так и в условия групповой импровизации.

Египетский ориентал («кусок ткани»)

Иногда танцовщицы египетского ориентала выходят на сцену под очень быструю и драматичную музыку, неся в руках «кусок ткани». В то время как американки считают этот кусок ткани «платком», египетские танцовщицы не связывают его с hijjab (мусульманский наряд). Следовательно, неправильно считать реквизит, используемый египетскими танцовщицами, платком: они не воспринимают его таковым.



Обычно египетские танцовщицы размахивают этим куском ткани, используя очень простые движения, и избавляются от него в течение 30-60 секунд после начала номера. Платок практически не участвует в танце. Танец продолжается под быструю или среднего темпа песню и включает в себя стандартные движения. Египтянки расценивают «кусок ткани» как украшение к наряду. С их точки зрения, обусловленной мусульманской культурой, работа с платком на американский манер «укрытое – разоблачить» выглядит как раздевание.

Но, конечно же, существуют исключения. Так, Самия Гамаль исполняла совершенно изумительные танцы с платком. Однако в Египте такие танцовщицы как Самия Гамаль – в меньшинстве. Египетские народные труппы танцуют характерный танец, известный как мелайя леф, в котором мелайя, предмет одежды типа шали, является реквизитом. В этом народном танце танцовщица исполняет роль озорной молодой девушки, которая кокетливо играет своей мелайя в игру «спрятать - показать». В Египте восточная танцовщица может использовать танец мелайя леф в качестве фольклорной части ее шоу, но она не делает этого, если на ней ее костюм в стиле ориентал. Поскольку большинство американок, исполняющих танцы египетского стиля, не имеют возможности переодеться после сета ориентал и вернуться в фольклорном костюме, в США в египетском ориентале танец мелайя леф используется редко.

Американские танцовщицы, танцующие египетский ориентал, иногда выходят с платком на египетский манер, но танцуют с ним несколько дольше, чем египтянки.