Школа танцев "Зодиак"

Цимбалы

E-mail Печать PDF
ЦИМБАЛЫ



Что это такое

Средневосточные танцовщицы часто играют на надеваемых на пальцы ударных инструментах, которые называются «цимбалы». Цимбалы – очень важная часть танца, потому что средневосточные танцовщицы должны уметь не только танцевать, но и играть на музыкальных инструментах. Похожее явление наблюдается во фламенко. Исполняя этот танец, танцоры иногда играют на кастаньетах. Чечеточники же оформляют музыкальный ритм при помощи набоек на каблуках. Цимбалы – мощный инструмент сохранения и ощущения ритма. К сожалению, сейчас в Египте цимбалы используют гораздо меньше танцовщиц, чем раньше. В США же, например, каждая белли-танцовщица обязана уметь играть на них, потому что мастерская игра на цимбалах считается составной частью общего танцевального мастерства.



Цимбалы называются по-разному: в США и Европе – «цимбалы» или по-турецки «циллы». Арабский эквивалент – «sil sil». Персидский – Farsi «salasih». Египтяне называют этот музыкальный инструмент «sagat».

Происхождение

У цимбал древние корни. В древнем Египте танцовщицы и музыканты иногда играли на трещотках из дерева или слоновой кости в форме прямоугольника или полумесяца. На гравюрах древней Месопотамии изображены цимбалы, которые могли использоваться в танце, в религиозной музыке, в магических целях либо при военных победах. Древние греки играли на металлических цимбалах или деревянных трещотках. Сегодня люди играют в основном на металлических цимбалах, иногда – на деревянных ложках под названием «kasiklar» (произносится как «кашиклар»).

Популярность

В Египте игра на цимбалах выходит из моды. Танцовщицы могут играть на них в течение одной песни, но не всего представления. Египетские танцовщицы считают цимбалы «инструментом из провинции». В хороших кабаре у них есть крупные оркестры с собственными ударниками, которые играют на цимбалах вместо танцовщиц. Это плохая тенденция, потому что искусство игры на цимбалах имеет долгую и почтенную историю. Существует огромное количество рисунков и фотографий, изображающих египетских и турецких танцовщиц с цимбалами на пальцах. Интересно отметить, что иногда на этих иллюстрациях цимбалы расположены на указательном и большом пальце кисти танцовщицы, а не на среднем и большом.

Турецкие танцовщицы великолепно играют на цимбалах. Но сейчас многие из них отказываются играть, слепо копируя то, что называется «египетским стилем танцевания». В США на цимбалах играет большинство танцовщиц средневосточного танца. Они хорошо понимают, что цимбалы – важный компонент беллиденса, улучшающий общее впечатление. Средневосточные танцовщицы отличаются от исполнительниц других видов танца потому, что являются одновременно и музыкантшами. Они играют на ударных и должны работать с цимбалами как с полноценными музыкальными инструментами. Танцовщицы америкен трайбл заставляют своих учениц играть на цимбалах в принудительном порядке. И правильно: искусство находится под угрозой исчезновения. Недавно состоялась крупнейшая Международная Конференция по средневосточному танцу, и в течение трех вечеров ее выступлений на цимбалах сыграли только две танцовщицы!



До недавнего времени танцовщиц оценивали по тому, как они умеют играть на цимбалах. Если танцовщица танцевала хорошо, но на цимбалах не играла, считалось, что она «не исполняет свои обязанности» или «жульничает». Известно, что научиться хорошо играть на цимбалах очень сложно. И, чем дольше вы будете с этим медлить, тем сложнее вам придется. Опыт показывает, что ученицы, которые приступают к изучению игры на цимбалах лишь спустя несколько месяцев изучения танца, относятся к ним крайне отрицательно и считают их ненужной сложностью.

Кроме того, отношение учительницы передается ученицам. Если ваш учитель считает цимбалы «необходимым злом», вы научитесь их ненавидеть даже до того, как впервые их увидите. Я же обычно говорю своим ученицам: «У вас есть уникальная возможность изучить два вида искусства. Вы станете танцовщицами и музыкантами одновременно. Если вы не полюбите цимбалы, вам будет труднее учиться. Вам не обязательно нужно восхищаться ими, но играть на них вы должны уметь. Вы должны стать по меньшей мере «адекватными» музыкантами, и, если цимбалы вам придутся не по душе, дальше «адекватности» вы никогда не зайдете. Так что лучше с ними подружиться. Если они вам понравятся, вы сможете стать замечательными игроками. Чтобы научиться играть на цимбалах действительно хорошо, нужны годы, но постепенно вам это удастся. Момент, когда ты осознаешь, что они становятся естественной составляющей твоего танца, великолепен. Вам больше не нужно о них думать. Когда я танцую без цимбал, я чувствую себя “голой”».

Почитать о цимбалах:

«Цимбалы: вводный курс» - www.iDance.ru/show.php?id_a=235
«Игра на цимбалах» -
www.iDance.ru/show.php?id_a=463&page=1