Школа танцев "Зодиак"

Светлана Апанасюк: Главная задача - радовать людей

E-mail Печать PDF
СВЕТЛАНА АПАНАСЮК: "ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - РАДОВАТЬ ЛЮДЕЙ"

Светлана Апанасюк – хореограф-постановщик, руководитель и главный преподаватель студии танцев Dance Company Impress в Санкт-Петербурге. У нее высшее хореографическое образование, а стаж преподавательской деятельности по современным направлениям танца – 12 лет. Сегодня Светлана делится с нами секретами дидактики...



iDance: Света, сколько лет ты преподаешь?

Светлана Апанасюк: Скоро будет 13 лет.

Как ты решила стать хореографом?

Первый раз пришла в танцкласс за два месяца до окончания школы, было огромное желание станцевать вальс на выпускном вечере. Связывать свою судьбу с танцем не собиралась. С детства я училась в музыкальной школе, занималась в театральной студии, мечтала об актерской карьере. После школы уехала в Москву поступать в Театральное училище. Но так сложилась ситуация, что пришлось вернуться в родной город. Вот тогда и появилось желание серьезно заняться танцами. Мир танца настолько меня захватил, что все остальные мечты растворились.

И как развивался твой педагогический путь?

Уже в 19 лет я открыла свою студию и вся уверенность в легкости этой работы рухнула. Трудности и ошибки заставляли искать методики преподавания. Мне повезло, я посещала мастер-классы у великих педагогов, мастеров своего дела. Этот опыт помог мне развиваться, ставить перед собой новые творческие цели и преодолевать трудности. Я до сих пор благодарна судьбе за те уроки, которые помогли мне понять смысл педагогики.
Через пять лет работы стало понятно, что в нашем маленьком городе возможности для полной реализации небольшие. Единственный путь для дальнейшего роста предполагал переезд в крупный город. Так в 2002 году я приехала в Санкт-Петербург.

На чем основаны твои методы преподавания?

Принципы моей работы не новы. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Люди всегда использовали движения и танцы для высвобождения естественной сути, поэтому методов работы с телом накоплено много. А дальше все зависит от человека. Использовать информацию, накопленную столетиями, или нет - выбирает каждый индивидуально. Изобретать практически ничего не нужно, надо понять, что приемлемо именно для тебя, и следовать выбранному пути.
Вся философия моей работы с людьми заключена в цитате Пины Бауш – «МЕНЬШЕ ВСЕГО Я ИНТЕРЕСУЮСЬ ТЕМ, КАК ЛЮДИ ДВИГАЮТСЯ, МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ, ЧТО ИМИ ДВИЖЕТ».
Чтобы обеспечить всестороннюю подготовку будущего танцора, необходимо правильно составлять план проведения урока и уметь вовремя от него отказаться. Иногда прислушиваешься к группе и понимаешь, что нужно отойти от задуманного и сделать нечто принципиально другое, чтобы ученик прочувствовал, понял, а не просто скопировал движение. Только в этом случае все цели обучения будут реализованы. Одна из задач - показать ученикам, что мы больше, чем тело, дать возможность увидеть себя как бы изнутри. Проникать в содержание через движение. Работа – тело плюс чувства, помогают людям понять, что в действительности значит танец и какое удовольствие можно от него получать.
А самая главная задача - радовать людей, удивлять и воодушевлять на творчество.
Ведь танец дарит человеку здоровье, понимаемое мной не как отсутствие болезненных ощущений, а как полнота и естественность жизни, как самореализация. Важней даже не то, что он способствует уменьшению мышечных зажимов, улучшает подвижность, координацию, учит владеть телом, а то, что танец лечит душу. Люди часто приходят на тренировку в плохом настроении и к концу занятия переживания, плохие воспоминания, накопленные за день, растворяются и, уходя домой, слышишь в раздевалке смех и веселье.
В сущности, я использую в работе принципы, которым следуют модернисты.

Сейчас ты продолжаешь совершенствоваться?

Конечно. Останавливаться ни в коем случае нельзя. Я посещаю мастер-классы, семинары, тренинги по танцевально-двигательной терапии. Они восполняют пробелы, устраняют дефицит информации, помогают расставить приоритеты и нащупать недостающие звенья в работе.

У кого ты занимаешься танцевально-двигательной терапией?

Когда в Питер приезжает Вячеслав Игнатьев, обязательно стараюсь попасть к нему. Проходила тренинги у Александра Гиршона. Много читаю литературы. Что-то заимствую у модернистов.

У тебя есть шоу-балет. Как возникла идея его создания?

Это не идея, это обычный рост. Встав на первую ступень, необходимо подниматься дальше.
Я знаю хореографов, которые после завершения танцевальной карьеры сразу создавали балет. У меня все складывалось иначе. Я прошла свой путь от групп начального уровня до групп с более серьезной подготовкой. Потребовалось 12 лет работы, прежде чем я позволила себе перейти на новый уровень. И только год назад у меня появилась команда.



Что-нибудь расскажешь о них?

В группе есть люди, получающие хореографическое образование, есть люди, пришедшие из других танцевальных направлений. Все очень разные, каждый сохраняет свою индивидуальность, но вместе они создают мощный творческий потенциал.
Есть много групп, где танцоров объединяет только необходимый хореографу уровень танцевального мастерства. Со мной уживаются только единомышленники. Я считаю, что для команды это необходимое условие. Поэтому рядом со мной команда соавторов, реализующая мои замыслы и активно участвующая в процессе.
Многие говорят, что в моих номерах танцоры «прячутся» за постановку, за пластику, созданную хореографом. Иногда видишь танцоров с великолепно вышколенной техникой, с разработанными телами, но холодными и пустыми внутри – красивую картинку, не вызывающую эмоциональной отдачи. В такие моменты понимаешь, что заставить сделать движение можно, а чувственно ощущать каждое движение, передавать смысловую нагрузку заставить нельзя. Именно этим и выделяется наша команда - умением передать идею номера на уровне единства чувств и тела.

Какие задачи у балета?

Задача, поставленная перед моим балетом - отражать в своих работах простые жизненные ситуации, эмоции, преображать их посредством модных танцевальных направлений.
Это не литературные и не театральные идеи. Это простые истории человека, вещей и ситуаций, которые происходят каждый день вокруг нас.
Нам интересно вкладывать смысл и чувства во все, что нас окружает. В каждое движение.
Мы пытаемся соединить комичное, трагичное, волнующее. Вынести внутренние эмоции, переживания на поверхность, в движение, а затем и на сцену.
На данный момент мы единственные в Санкт-Петербурге, кто ставит постановки, где на первом плане сюжетная линия в сочетании с современными танцевальными стилями. Временные рамки от 10 до 15 минут, но за это время мы успеваем о чем-то рассказать. По названиям можно примерно судить, о чем они - "Белоснежка и Гномы", "Кукловод", "В поисках Любви"...
Помогает опыт, приобретенный в театральной студии.



Какой стиль преобладает на твоих занятиях?

В основном new style и house.

Почему house, чем он отличается от new style?

New style - это культура хип-хопа, а housе – другое направление, иная техника. Танец, приносящий ощущение легкости, воздушности и радости. Я бы его охарактеризовала именно так. И так как это направление в Россию ворвалось недавно, оно интересно еще и своей новизной.

Как ты относишься к достаточно новому направлению krumping? Используешь ли на своих занятиях?

Это очень жесткий танец, танцевать его девушкам тяжело, да и не особо нужно. Когда смотришь на, как танцует слабый пол, то волосы дыбом встают, в эти моменты они и на женщин не похожи. Поэтому я считаю этот танец только мужским, как и брейк, хотя каждому свое, и респект тем девулям, которые могут танцевать эти направления круто! Я решила особо этот стиль не использовать. У нас в постановке есть несколько восьмерок после мастер-класса, больше, я думаю, смешить народ не стоит.

Как думаешь, за каким стилем будущее?

Каждый человек выбирает что–то по душе, а мы, как известно, все разные. Поэтому один стиль доминировать на всей планете никогда не будет.

У тебя есть эталон?

Нет. Я научилась ценить любой чужой труд, каким бы он ни был. Просто каждому - свое. Уважай других, тогда и к тебе будут проявлять должное уважение. Я стараюсь перенимать опыт, трансформировать, но не копировать. А талантливых вещей, которые удивляют, приводят в восторг и вдохновляют, на свете много.

Что сейчас у вас происходит интересного?

Прошли на проект «Звезда танцпола 3».

Какие вам дали задания?

Первое задание, оно же пока для нас и главное, показать три номера по 2.30 минуты. Об остальных узнаете, смотря проект!

Знаете ли вы своих соперников?

Да, своих соперников мы знаем – это отличные танцовщики, опытные, зрелые. Результаты каждого из них достойны уважения. Это будет одна из самых сильных команд на проекте. Нам будет приятно встретиться с ними на танцполе!

Как расцениваете свои силы?

Постараемся выложиться на 100%, а там как фишка ляжет. К любому результату отнесемся спокойно. Сейчас и мы, и наши соперники отдаем много сил на подготовку, поэтому прогнозировать результат сложно, оценивать силы – глупо. Время покажет. Нам важней просто показать зрителям, какие мы. Вызвать эмоции, может удивить, или просто оставить хорошее впечатление.

Разочаруетесь, если проиграете?

Нет. Главное, что мы вообще участвуем в программе.

Светлана, какие творческие планы на год?

Закончить учебный год. Отдохнуть. Набраться свежих сил и подниматься на ступень выше.

Желаем везения и творческих успехов!

Спасибо!

Источник: iDance