Школа танцев "Зодиак"

Сценический мандраж

E-mail Печать PDF
СЦЕНИЧЕСКИЙ МАНДРАЖ

Сценическая работа, взаимодействие со зрителем, преодоление связанных с публичностью работы комплексов и страхов – темы, актуальные для каждого выступающего танцора или танцора, который только собирается выступить впервые. Опытным артистам известно, какими трудами приходиться добиваться «естественной» грации, «природной» непосредственности и «безбашенной» откровенности, когда на сцене тебя охватывает самый настоящий мандраж. Историями из собственной практики и секретными приемами с нами поделились:

Светлана Савельева - солистка коллектива фламенко «Almas del Fuego», руководитель студии «AndaLucia» ,
Ксения Рыльская – солистка танцевальной команды «Телочки», педагог студии «Model-357» ,
Алексей Арапов - солист «Миража», педагог студии «Model-357» .

Светлана Савельева



iDance: Когда ты впервые вышла на сцену, какие чувства тебя охватили?

Светлана Савельева: Как танцовщица фламенко я впервые вышла на сцену в ученическом коллективе Лилии Сафиной. Мне тогда было двадцать лет. Никакого волнения я не испытала, напротив, был азарт, отличное настроение. Тогда для нас фламенко было игрой, не было серьезного отношения к происходящему - так, по приколу. Мандраж я испытала гораздо позже - уже в составе коллектива «Almas del Fuego» перед первым выходом на аудиторию порядка шестисот человек. Теперь для меня это нормальное явление - волноваться перед выходом на сцену. Заявляя себя как профессионал, чувствуешь совсем другую ответственность.

Когда больше волнуешься?

Если честно, предсказать даже не берусь. Иногда начинаешь беспокоиться без причины, иногда - напротив. Когда премьера нового танца, волнуюсь всегда - как зал встретит, оценит?

Чувствуешь настроение публики?

Обязательно. Особенно трудно работать первые два номера - тебя изучают, еще не определились с отношением.

Что поддерживает?

Ответная реакция: аплодисменты, подбадривающие выкрики, знакомые лица в зале. А негативная реакция вызывает одно чувство: скорее бы все это закончилось.



Ты много работаешь с учениками. Наверное, сразу видишь, у кого какой зажим?

Еще бы. Профессионал это видит мгновенно, а на сцене это видят все. Психологические зажимы отражаются на физике - это факт. Естественно, с учениками мы приходим к эталону не сразу, но если надо что-то срочно с собой поделать - перед выходом, например, советую дышать, сконцентрировавшись, животом - такое вот средство. Не советую - принимать перед выходом алкоголь. У меня был неприятный случай: на корпоративных мероприятиях танцорам иногда подносят выпивку «для храбрости», я и выпила рюмочку коньяка. В итоге так называемая «мелкая моторика» совершенно вышла из-под контроля. А когда что-то выходит из-под контроля, теряешь уверенность, настрой - дальше как снежный ком. В общем, алкоголь для нас, байлаоров, не то что не рекомендован, а противопоказан!

Что можешь посоветовать новичкам? Как учиться работе со зрительным залом?

Практика лучше всякой учебы. Ученические концерты, в которых я принимала участие еще в студии Виолетты Гонсалес, дали очень многое. Мы ничего не зарабатывали, даже не думали о деньгах, зато дарили зрителю - родственникам, друзьям - море удовольствия и получали грандиозный опыт.

Ксения Рыльская



iDance: Расскажи о своем предмете.

Ксения Рыльская: Я веду курс для девушек, которые хотят работать go-go на клубной сцене. Они учатся импровизировать и реализовывать полученные знания в конкретной ситуации.

Насколько востребован твой курс?

Достаточно востребован. Пришло много девчонок и все красивые, а ведь внешние данные для клубной работы очень важны. У нас в студии проходят кастинги для съемок клипов и на другую работу - к этому я тоже готовлю девушек.

Основные недостатки, которые приходится исправлять?

Тело может быть хорошее, но слишком запущенное. Приходится работать над физической подготовкой.

А бывает, что все отлично, а человек зажимается перед публикой?

Да, такое бывает. Но у нас на занятиях обстановка изначально публична. Атмосфера бывает близка той, что на кастинге. Ведь девушки сознают, что они - конкурентки. Я прошу их выступать друг перед другом. Это закаляет. Кстати, напряжение на кастинге гораздо большее, чем при работе с залом - ведь здесь тебя оценивают, выбирают. Это психологически сложная ситуация, и моя задача - помочь в ней адаптироваться.

Что ты говоришь девушкам?

Я прилагаю все усилия, чтобы «подстелить соломки». Ведь неудача на кастинге может очень сильно повлиять на самооценку. Поэтому я убеждаю их, что им придется столкнуться с субъективным суждением. Первая удача тоже может сказаться не в лучшую сторону – «звездочки», «погоны» - а в итоге тормозится рост, да и общаться с таким человеком неинтересно. Человек должен научиться объективно судить о себе и сам определять свою планку. Часто девочки, получая работу go-go в клубе, перестают расти и развиваться. Но на это же скучно смотреть! Если артист перестает меняться, расти и удивлять, он скоро потеряет своего зрителя.

Опиши свои ощущения, связанные с первым выходом на большую сцену?

Мне было четырнадцать лет и сцена действительно была очень большая - Лужники, праздник газеты «Московский Комсомолец». Я тогда была в первом составе коллектива "Maximum Dance", работали номер в поддержку Радио Максимум. Сначала у меня был мандраж, но на сцене он сразу прошел. Ну а потом было ощущение как после прыжка с тарзанки.



Какие у тебя фирменные методы борьбы с мандражом?

Исключительно настрой. Позитив. Стоит сократить общение, дабы сохранить энергетику, чтобы было что отдавать людям, о чем рассказать в танце на сцене. Если это ситуация кастинга, перед выходом - сформировать заранее отношение к человеку, который пришел смотреть, как к очень хорошему другу, который будет не оценивать, а наслаждаться, получать бесконечное удовольствие от твоего выступления и наградит тебя своим восхищением. Безусловно, большую роль играет костюм и с какой ноги с утра встала, но важно уметь настраиваться и абстрагироваться от внешних моментов. Также рекомендую за день до выступления отдохнуть, дабы не перегореть и выйти к публике жадным до музыки.

Если есть страх смотреть публике в глаза, что делать?

Не бояться. Найти своего зрителя, для которого и работать. Понимать, что зрительское настроение не на сто процентов зависит от тебя - важна работа промо-группы, куча других факторов. Аудитории разных клубов оценивают по-разному. Где-то важно быть красивым и худым. Где-то важно уметь танцевать. Если нет «своего» зрителя - смотришь вдаль, сразу на всех и ни на кого.

Как реагировать на негатив?

Смотреть по ситуации. Но лучше всего - перевести в шутку. Ведь этот инцидент не твоя недоработка, а ошибка охраны, верно?

А как подбирать музыку для сольного выступления?

Сейчас это редкость, когда сам выбираешь себе музыку, скорее, тебе предложат общий вариант. Но если возникает такая ситуация, важно помнить: музыка должна с лучшей стороны преподносить твою технику. Если хочешь повысить свой уровень в одиночку, рекомендую тренироваться в зале: акустика, зеркала создают нужное настроение, располагают к работе. Но на первом этапе без педагога не обойтись. Лучше искать «своего» - нет ничего плохого в копировании приемов - это хорошая база, в любом случае у тебя движения будут выходить по-своему. Навыка работать одному у большинства нет - это отличие профессионалов. Верх мастерства, когда человек, не задумываясь, импровизирует и не повторяется при этом. В качестве самоконтроля полезно записывать себя на камеру. Со стороны становятся заметны движения-паразиты, с которыми надо бороться.

Движения-паразиты - это что за враг?

У танцовщиц go-go есть такие прилипчивые штампы, например, хлопки, скованные, куцые движения рук, которые, наверно, однажды кто-то счел сексуальными. Это неэстетично!

Расскажи какой-нибудь курьезный случай в тему.

Два года назад мы работали на презентации первого альбома Варвары. Нас - коллектив, работающий в стиле хип-хоп и r’n’b, одели в какую-то бесформенную мешковину, нанесли безумный грим. В довершение Варвара начинает очень дотошно интересоваться, есть ли у нас классическая балетная подготовка, садимся ли мы на шпагат и так далее. Мы киваем, конечно - что делать? Начинается номер (а по краям сцены были длинные ступеньки - и мы на этих ступеньках) и вдруг я ловлю прямо на себе взгляд Варвары - в упор. И тут я - уж не знаю, с какого перепугу - сажусь лебедем на шпагат. Мамочки, как я потом выкручивалась, чтобы с достоинством из него подняться!

Алексей Арапов



iDance: Опиши свои впечатления от первого выхода на сцену.

Алексей Арапов: Замечательные! Мне очень понравилось. Сейчас я к себе критичен, скажу честно - это был ужас!

Можно ли научиться не бояться сцены?

В танце главное - донести до людей заряд позитива. Чтобы им было весело. А для этого в первую очередь надо себя завести.

А бывает, что устал, настроение ужасное?

Бывает. Но это работа - в ней важно не твое личное настроение, а то, которое задает музыка. Людям все равно, плохо тебе или хорошо, они заплатили, чтобы получить удовольствие.

Ты чувствуешь настроение зала?

Это очень хорошо чувствуется. Легко определить настроение каждого - по глазам, улыбке. И всегда стараешься наладить контакт с парой человек, которым то, что ты делаешь, по вкусу.

Приходилось сталкиваться с негативным отношением?

Люди разные бывают, неадекватные, под воздействием наркотических веществ. Правильнее не обращать внимание. Игнорировать. Хотя бывает сложно иногда не ответить.

Как тренировать навык работы с публикой?

Больше опыта - участвовать в мероприятиях всевозможных, повышать физическую подготовку. Для вдохновения искать себе «афродизиаки» - смотреть с другими исполнителями, следить, что делают другие ребята на сцене. Смотреть на хорошую технику иногда бывает менее интересно, чем на корявого человека, который, совершенно не комплексуя, умудряется выливать ведрами положительную энергию на зрителя. К сожалению, сейчас по клубам и в шоу-бизнесе в основном такая ситуация, что высокий уровень мастерства и оценить-то некому.

Были ли какие-то курьезные случаи, связанные с работой?

Сколько угодно. Однажды работали в Кремле - там дым по полу пускали, от него стало скользко - испарение, конденсация. А у нас был стремительный, резкий выход вперед. Ну и человека три покатилось. Или еще такой случай недавно - съемки нового клипа Варвары. У нее, как обычно этническая тематика. Снимали в лесу. Стояла поленница, под которой был газовый провод, в общем, эту поленницу все время поливали, чтобы дрова не загорались. Танцоры разминаются, а я решил прыгнуть колесо через эту поленницу. Все проверил, приготовился, народ смотрит. А вода там, видимо, подвытекла из-под нее. Я разбегаюсь, поскальзываюсь... и рухнул в итоге головой вниз в эту поленницу. Главное, потом весь чумазый вскочил и говорю: ничего, сейчас еще раз! - хорошо, меня удержали.



Источник: iDance