Школа танцев "Зодиак"

Анкета: Вячеслав Степанов, байлаор

E-mail Печать PDF
АНКЕТА: ВЯЧЕСЛАВ СТЕПАНОВ, ФЛАМЕНКОС



Представляем читателям Вячеслава Степанова, передовика изысканного танцевального фронта фламенко Петербурга, руководителя театра «La Plaza» и танц-педагога.

Это интервью взято на открытом уроке 17 октября 2004 года.

iDance: Почему вы начали заниматься фламенко?

ВС: Вообще, еще лет десять назад я не думал, что буду серьезно заниматься танцем. А уж тем более его преподавать. Как-то так получилось, что с подростковых лет я больше занимался музыкой в том или ином ее проявлении. В детстве фортепьяно, постарше школа по классу кларнета. Всегда были какие-то свои маленькие проекты, связанные то с роком, то с более популярными музыкальными стилями. Потом одно время не было ничего. Ни музыки, ни танца. Я увлекался Индией, не только индийской музыкой, но даже в основном философией. Ездил туда, на это ушло несколько лет, я думал, что это и есть мое. А потом как-то постепенно Индия ушла и осталась пустота. Я затрудняюсь логически объяснить, почему танец и почему фламенко. Но бывает в жизни так, что вдруг на протяжении нескольких месяцев появляются значки, символы, которые на что-то тебе указывают. Сначала ты не понимаешь, просто примелькиваются статьи, картинки. Вплоть до набора марок в киоске, который тебе жутко нравится, и ты не понимаешь почему. А потом, через несколько месяцев, ты понимаешь, что на протяжении года тебе стрелочки указывали именно на это. Так получилось с фламенко. Появились указывающие символы. Мне стала попадаться музыка - гитара фламенко - какие то картинки, связанные непосредственно с Испанией. С корридой. И в результате в голову пришла мысль: почему бы мне не пойти и не позаниматься этим? Я начал узнавать, где в городе преподают фламенко, и первое, что подвернулось под руку - ДК им. Горького. Еще в советские времена это был самый танцующий ДК, и несколько лет назад, и до сих пор там хорошая танцевальная база классическая, фольклорная - по всем направлениям. Первая серьезная студия фламенко образовалась именно в ДК Горького. Сейчас там уже несколько преподавателей. Там я познакомился с моим будущим преподавателем Медведевой Катей, пошел заниматься к ней в группу. Через год получилось так, что мы начали сотрудничать: помимо того, что я являлся ее учеником, стали появляться свои фантазии насчет фламенко. С самого начала мне очень многое нравилось в этом музыкальном и танцевальном направлении, но что-то меня отталкивало. То ли в силу того, что я не испанский цыган...



iDance: Какие вещи, например, вас отталкивали?

ВС: По своей природе я люблю мягкие гибкие линии. Не люблю что-то ломанное острое. А фламенко - это сочетание мягкости, пластичности, и чего-то очень резкого и острого. Вот эта резкая и острая сторона меня поначалу очень отталкивала. Что-то внутри меня сопротивлялось. Я начала с пластики, начал с более мягких, более гибких линий. С более женских, скажем так. Ну, потом и преподаватель женщина. Хотя у нее в пластике очень много мужского. И потом постепенно-постепенно я начал переосмыслять свое отношение по поводу жесткости, оно начало становиться «своим». Я считаю, что насильно человеку ничего нельзя привить. Если что-то внутри меня сопротивляется, нельзя брать это штурмом, нельзя ломать. Либо ты изменишься, и возьмешь это, либо нет.

iDance: Когда вы пришли в ДК им. Горького?

ВС: Несколько лет назад, это был 96-97 год…

iDance: И за несколько лет вы достигли такого уровня. Это удивительно, мне всегда внушали, что достичь профессионализма в танце можно, лишь начав заниматься с раннего детства.

ВС: Да, стоя у станка. Нет, я думаю, многие профессиональные танцоры скажут вам, что это не так. Вот классическим да - для того чтобы танцевать в Мариинке. А фламенко берет свое начало в этнических корнях. Здесь не обязательно иметь хорошую классическую базу. Конечно, что-то нужно: то фламенко, которое танцуют сегодня, требует умения хорошо «стоять на ноге», иначе оно будет деревенским. Но я просто убежден, что фламенко можно начать заниматься в любом возрасте. Я видел женщин после сорока, которые, придя на занятия по фламенко, очень боялись, но просто раскрывались через год-полтора. Люди, которые ничем никогда не занимались. Очень часто они подходят после уроков, и говорят: «Я никогда ничем не занималась, у меня, наверное, ничего не получается, это такой кошмар, имеет ли мне смысл ходить»? Они все время ходят и спрашивают, спрашивают, мучаются. Потом через год ты смотришь такую женщину, и она уже ничего не спрашивает, у нее уже все получается. Да, может быть у нее не будет супер-техники выстукивания, но не это же главное! Она танцует. И это факт, это случившийся факт. Потом, через годик-другой, она приходит в класс в шикарном платье, которое либо ей сшили, либо привезли из Испании, и тогда понимаешь, что это - другой человек.



iDance: Расскажите, как вы учились у иностранных танцоров, как начали продвигаться по профессиональной линии.

ВС: Ну, не знаю, где там написано, что я много занимался у иностранных преподавателей. Это не так. Это были разовые мастер-классы. И сказать, что я долго занимался у какого-то хорошего испанца… Нет, не могу этого сказать, потому что этого не было просто. Я никого не хочу вводить в заблуждение. Другое дело, что в Россию стали периодически приезжать иностранные танцовщики и танцовщицы. Лет десять назад это было вообще невозможно, настолько фламенко было неразвитым направление. Никто не ездил в Россию, никто не ездил сюда преподавать, потому что это было не востребовано. Сейчас количество студий фламенко и желающих этим заниматься растет как грибы после дождя, в Москве их огромное количество. Мы, исполнители фламенко, все наиболее крупные студии или театры, ежегодно встречаемся, съезжаемся на фестиваль, видим друг друга, видим, что каждый год количество студий растет, растет и растет. В связи с этим стали приезжать и преподаватели Испании, уже не раз приезжала к нам преподаватель из Австрии - Майте. Она сама испанка, но живет в Австрии. Мне очень нравится, как она дает мастерство фламенко.

Есть такое понятие «пуро фламенко». Чистое фламенко, в чистом виде. На него шикарно смотреть, это то, что оттачивалось и складывалось веками, это нужно пройти, чувствовать и понимать. Но если говорить о фламенко сегодня, то, как любое живое направление, танцевальное, музыкальное, оно проходит стадию некого взаимообмена с другими стилями. С модерном, с латиной, с джазом. Все варится как в музыке. Как, в свое время де Лусия сделал синтез фламенко и джаза, благодаря чему произошел взрыв популярности гитары фламенко во всем мире, так же и в танце. Майте дает фламенко в сочетании с некой пластикой модерна. И вроде бы то же самое. Вроде бы все то же самое. Соблюдение всех правил компаса, акцентов, но что-то совсем другое. Это уже другое фламенко.

Еще каждые два года в Испании проходит съезд всех самых крупных мастеров фламенко, самих испанцев. Это называется пьенале. В течение месяца в Севилье в разных концертных залах идут концерты. Каждый показывает какие-то свои новые наработки. И вот буквально несколько дней назад оттуда приехала Катерина и с тех концертов, на которых побывала, привезлазаписи, которые снимала камерой из-под полы, ведь там такое, конечно, запрещено. То, что она привезла, меня отчасти даже потрясло, ее саму-то потрясло: за последние два года это количество экспериментов фламенко очень выросло, что ни спектакль, то эксперимент. Например, мастер, известный всему миру, представляет на фестивале программу «Несколько этюдов на тему корриды». Он выходит на первый номер босиком, с закатанными по колено брюками, и играет как актер в пластике абсолютно непохожей на фламенко. По сути это фламенко, хотя фламенко не танцуется так, как он это сделал. Но энергетика та, а самое главное - эта суть. Такой эксперимент потрясает.

Когда я только-только начал понимать основную суть в фламенковых направлениях, мне уже хотелось с ними экспериментировать, уже хотелось их нетрадиционно переворачивать. Тем не менее, мой рост получился довольно динамичным. Во-первых, это связано с тем, что меня очень рано выгнали на сцену. Может быть, нельзя было так делать - бедный зритель... но в коллективе, куда я попал, не было мужчины. Не прошло и года, как я прозанимался, только-только начал вставать на ноги, еще не понимая, что происходит, как меня выпихнули на сцену. С этого все и началось, я учился на сцене. Потом через некоторое время я почувствовал, что мне не хватает классической подготовки. Тут мне тоже очень повезло. Там же в ДК Горького есть театр балета, под руководством Галины Сергеевны Вулих, великолепного педагога. В какой то момент Галина Сергеевна ставила фрагмент из "Дон Кихота", всем известную сегидилью. В группе у нее был танцовщик, но она хотела второго, поэтому подошла ко мне с предложением попробовать. В принципе это афера - поставить в серьезный балет человека, который никогда не занимался классикой. Как экспериментатор я с удовольствием согласился, с оговоркой, поскольку никогда этим не занимался, за результат не ручаюсь. Она сказала: «Это мои проблемы, я тебя зову, это мое дело вылепить то, что надо». За короткий срок Галина Сергеевна очень многое мне дала. В результате мы танцевали-таки этого "Дон Кихота" в колонном зале дома профсоюзов в Москве. Может быть, я станцевал иначе, чем это делают балетные танцовщики, но получил от этого потрясающее удовольствие.



iDance: Давайте теперь поговорим о современном положении: где вы работаете, где преподаете.

ВС: Получилось так, что года три назад я начал преподавать, и года два как это основное мое занятие. Преподаю в нескольких клубах, я думаю, что это наиболее крупные клубы города. Клуб «Визит», на Фонтанке, клуб «Храпкоff», довольно именитый, я думаю, сейчас он сбавил обороты, но все равно остается элитным. Новый клуб – «Касса Латина», хороший клуб. Есть группа на Литейном «Первый шаг». И вот сейчас мы с Артуром пытаемся запустить группу здесь в «Текиле». Мы давно с ним разговаривали об этом, уже несколько месяцев назад. В «Текиле» фламенко мы открываем в первый раз.

iDance: Я думаю, что этому направлению светит большое будущее, первый шаг впечатляет.

ВС: С одной стороны, фламенко приведет в «Текилу» каких-то новых людей, с другой стороны – «Текила» внесет во фламенко свежее дуновение.

iDance: теперь давайте поговорим о «La Plaza». Сразу предупреждаю, что почти ничего о нем не знаю, большинство читателей, думаю, тоже. Давайте поподробнее.

ВС: Театр, «La Plaza», дата образования… четыре года точно есть, может быть и пять. Театр появился таким образом: Через энное количество лет моего учения и наших экспериментов на базе ДК Горького мы пришли к выводу, что нужно попробовать собрать учащихся, наиболее сильных и заинтересованных, и сделать серьезную концертную программу для сцены. Была создана танцевальная программа в форме некого спектакля – поэтому повис лейбл театр. Назывался он «Дивные Краски», по стихотворению Хиненоса. Суть сюжета была очень простая. О неком тореро, у которого все благополучно, но которого посещают периодически видения о другом мире, где он видит прекрасную девушку. Тореро не понимает, кто это, и не понимает, откуда она берется в его голове. С одной стороны, в спектакле показывается его жизнь, жизнь тореро, полная и драматизма, буйного веселья и пафоса, с другой - его видения. В какой-то момент он, окончательно устав от этого, идет к колдунье-цыганке и спрашивает, что ему делать. Цыганка говорит ему, что может привести тореро в мир его видений, устроить встречу с этой девушкой, если он хочет, но не пожалеет ли он об этом? Тореро уже настолько одержим, что соглашается. В следующем бою он погибает, и, погибнув, отправляется за черту смерти, где встречается с этой девушкой. Это и есть помощь цыган. Такой реалистично-фантастический спектакль. Первый блин, конечно, получился комом, но мы его сделали, с него все и началось. Премьера нашего первого спектакля состоялась в малюсеньком театре на Невском, в «Интерьерном театре» недалеко от Маяковской. Они занимаются не драматическими представлениями - чем, я сам не очень понимаю. Помещение нам очень подходило, маленький зал на пятьдесят стульев, черное пространство сцены, над которым мы повесили свои белые арки, соорудив таким образом испанскую улицу. Спектакль занимал по времени часа полтора. С токи зрения хореографии и режиссуры в нем было очень много ляпов, но еще несколько раз мы его показали. С этого момента начинается история театра «La Plaza», что по-испански означает «площадь». Организаторами и инициаторами были мы с Катериной. С тех пор уже сделано много программ, сменилось много составов, кроме основной труппы. Года три мы ездили с первым составом, даже ездили в Финляндию, во время традиционного фестиваля Скандинавии по игре на пиле*, куда нас пригласили. Я не понял, как мы были к этому привязаны - Финляндия, игра на пиле и фламенко из Петербурга. Еще мы танцевали в тамошней мэрии, а один вечер в ирландском ресторане.



iDance: Кто танцевал главного героя в спектакле «Дивные Краски»?

ВС: Естественно, тореро танцевал я, потому что на тот момент был единственным танцовщиком в группе. А девушку, которая ему снилась - танцовщица из студии индийского танца Анны Датта.

iDance: Какой средний возраст ваших танцовщиц?

ВС: От 19 до 25.



iDance: На какой основе происходит деятельность театра? Это коммерческое предприятие?

ВС: С одной стороны, денег в нас никто не вкладывает. Те средства, которые нам нужны, мы зарабатываем сами. То есть прибыли мы большой с этого не получаем, но и в карман никому не лезем. Родной ДК нас не гонит, но не балует. В театре много артистов, уже три года, как мы работаем под живую музыку, нужно платить за аренду помещений и так далее. Поэтому спектакли для посещения платные, хотя большой прибыли мы с них не получаем. Фестиваль, «Северное фламенко», который мы вдвоем с Катериной ежегодно проводим, тоже выходит в ноль. За несколько месяцев начинается сбор информации. Все, кто хочет, присылает нам свои. Планируем, в каком зале. Решаем все коммерческие вопросы. Мы не теряем денег на этом, но и не зарабатываем, в то время как за границей такие фестивали всегда очень коммерческие. Нужно платить деньги за участие, за гостиницу, за проезд самим. Когда участвуют у нас, никто никаких взносов не платит. Наоборот, мы пытаемся помочь, доехать, кого-то разместить. Зато те, кто ехал к нам из Финляндии в прошлом году - был такой взаимный ответ - сразу спросили, оплатим ли мы им проезд и проживание?

iDance: А музыкальный коллектив? Вы говорили, что четыре года назад его еще не было.

ВС: «Los de la Plaza» - «Те самые с площади». Получилось так, что захотелось работать с живой музыкой, а не с фонограммой. Сначала нашли гитару, потом я захотел, чтобы у нас была скрипка (получилось даже две, наши две скрипачки, подружки, решили, что будут играть вместе), затем нашли контрабасиста... На данный момент нас две гитары фламенко, две скрипачки, бас-гитара, контрабас. Был у нас замечательный перскуссионист Сантьяго, который потом уехал в Испанию. И пришлось мне самому осваивать кахон. Это такой ящик, на котором сидят, самый характерный для фламенко инструмент. Первый кахон я делал своими руками, как заправский столяр, всю ночь провел в лаке, стружке. Даже порезался, и из-за этого кахон пришлось покрывать красным лаком, потому что я его весь перемазал собственной кровью. Но звучал, и в течение двух лет я играл на этом самодельном кахоне, мне даже говорили, что привезли за триста евриков из Испании инструмент, который не звучит, а твой ящик замечательно играет. Но в этом году привез новый фирменный инструмент, он все таки под рукой полегче ходит. Потом постепенно я начал пробовать петь. Теперь у нас очень много вокального материала, но пока я не замахиваюсь на канте хонда, на глубинное пение, не хочу имитировать, как многие пытаются это сделать. «Los de la Plaza» играет в клубах и кафе, куда нас приглашают, но от театра не отрывается, и мы всегда отмечаем, что наш коллектив – часть театра «La Plaza».



Источник: iDance
 

спортивные товары Спортмастер качество отзывы вся информация на 24review.ru.