Школа танцев "Зодиак"

Американские стили беллиденса - 3

E-mail Печать PDF
АМЕРИКАНСКИЕ СТИЛИ БЕЛЛИДЕНСА - 3

Это заключительная часть трехчастной статьи о стилях беллиденса США. В первой части я дала вводное описание и историческую перспективу развития трех наиболее популярных стилей. Я познакомила вас с моей терминологией и объяснила, почему ее использую. Во второй части я рассказала о сольных выступлениях и выступлениях в рамках труппы, представила информацию о хореографии и импровизации и описала структуру танца. Три стиля, которые я определила как доминирующие на американской сцене средневосточного танца, это:

Американский ресторанный стиль
Американский трайбл
Египетский ориентал


В третьей части я даю более детальную информацию о каждом из стилей и раскрываю разнообразие существующей музыки, костюмов и других составляющих танца.

Цимбалы



Американский ресторанный стиль и американский трайбл

Исполняя «традиционный» американский номер, танцовщица носит цимбалы, которые использует в быстрых и среднетемповых песнях. Она может предпочитать играть на цимбалах во время медленных композиций, но обычно так не делается. Раньше, в 1970-1980-х годах, считалось, что если танцовщица американского ресторанного стиля или американского трайбла не играет на цимбалах, то она просто не умеет обращаться с ними достаточно хорошо, чтобы выступать на публике – поэтому танцовщицы надевали их, если хотели представить себя зрителям как истинных профессионалок.

Тот факт, что в Египте игра на цимбалах распространена далеко не повсеместно, убедил многих американских танцовщиц в необязательности использования цимбал даже во время исполнения номера в американском ресторанном стиле. Они могут надеть на себя египетские костюмы и станцевать несколько композиций под египетскую клубную музыку, но не сыграть на цимбалах, объяснив это тем, что, мол, египтянки на них не играют – даже если структура их танца является традиционной семичастной с несколькими сетами неегипетской музыки. Однако сегодня большинство танцовщиц американского ресторанного стиля все же используют цимбалы, потому что владельцы клуба и зрители ожидают от них этого, и большинство преподавательниц данного стиля полагают, что обучать игре на цимбалах и выступать с ними на публике довольно важно.

Танцовщицы трайбла, которые придерживаются стиля «Bal Anat» или америкен трайбл, как правило, используют цимбалы, хотя некоторые из них, увлеченные «художественным экспериментированием», отказываются от этого музыкального инструмента.

Египетский ориентал

Цимбалы являются частью египетской танцевальной традиции. Даже сегодня игра на цимбалах представляет собой неотъемлемую часть выступления танцовщицы гавейзи (Ghawazee – традиционный народный танцевальный жанр Египта, из которого развился египетский ориентал). В Египте танцовщицы, обученные игре на сагатах (так у них называются цимбалы), обычно играют на них, особенно если выступают в более традиционной эстетике египетского восточного танца.

Во времена существования клуба Бадии Масабни, в дни Самии Гамаль и Тахии Кариоки известного как «Casino Opera», Бадия сама любила играть на сагатах и время от времени во время выступлений присоединялась к ансамблям. Вскоре в ансамблях появились музыканты, играющие на сагатах. Это обеспечило танцовщиц, не умеющих играть на цимбалах, своего рода предлогом: раз звук цимбал слышен в игре ансамбля, то танцовщицам и не требуется что-то к нему добавлять.

Со временем, когда танцовщицы начали нанимать музыкантов, не играть на сагатах стало престижным. Если танцовщица не играла на цимбалах, это свидетельствовало о том, что она достаточно преуспела, чтобы позволить себе оплатить компетентного музыканта. В 1980-х годах распространилась следующая тенденция. Танцовщицы стиля балади египетского ориентала (например, Нагва Фуад) играли на цимбалах в течение какого-то малозначительного периода своего выступления, чтобы показать, что они обучены этому, а потом скидывали цимбалы, и ансамбль доигрывал партию цимбал за них.

Наиболее значительная египетская танцовщица из тех, что до сих пор выступают на публике, - Дина. Для многих танцовщиц нового поколения она является примером для подражания в том, что касается стиля, костюмов и сценического поведения. Дина не играет на цимбалах, и поэтому многие молодые танцовщицы также отказываются от них.

Начиная с 1980-х годов, когда американские танцовщицы стали посещать Египет или приобретатьзаписи выступлений египетских звезд, в Америке среди тех, кто придерживается «египетского стиля» танцевания, появилась мода НЕ носить цимбалы, потому что, мол, в Египте поступают именно так. Эта мода существует до сих пор. Сегодня американские танцовщицы, играющие на цимбалах во время выступлений в стиле египетского ориентала, представляют меньшинство, но те, кто действительно умеют играть на них профессионально, использовать цимбалы не перестают.

Музыка

Американский ресторанный стиль

Одно выступление в американском ресторанном стиле может основываться на музыкальных произведениях сразу нескольких народностей: турков, арабов, греков, армян, евреев и т.п. Используются простые народные песни с несложной структурой «куплет-припев», которую мог бы спеть обычный люд. Однако танцовщицы данного стиля иногда используют и египетскую классику.

В числе средневосточных песен, популярных среди американских танцовщиц, такие как:
* Для выхода на сцену или быстрых/среднетемповых частей номера: «Aziza», «Ah Ya Zein», «Shisheler», «Mastom Mastom», «A Nada», «Haddouni Haddouni», «Karoun Karoun», «Sallam Allay»
* Для работы с платком: «Bir Demet Yasemen», «Cleopatra», «Misirlou», «Erev Shel Shoshanim», «Tien Afto», «Gole Sangiam»
* Для финала: «Rampi Rampi», «Toutah», «Fakarouni», а также любая из песен первой категории


Даже если в шоу используется в основном народная музыка Средиземноморья, американские ресторанные танцовщицы иногда предпочитают обычным версиям электронные аранжировки, которые придают музыке современное звучание. Например, нью-эйджевый саунд синтезаторов «Desert Wind» разительно отличается от старой доброй египетской песни «Habena».

В Америке есть музыканты, которые записывают музыку, подходящую для выступлений в американском ресторанном стиле. Среди них John Bilezikjian, Harry Saroyan, «Oasis», «Brothers Of The Baladi», Sirocco, Jazayer и «Desert Wind». Некоторые из этих музыкантов творчески интерпретируют существующую на Среднем Востоке музыку, другие («Light Rain» и «Desert Wind») придумывают совершенно новые песни, которые могут основываться на элементах средневосточной музыкальной техники (ритм и макам), но, тем не менее, существенно отличаются от того, что можно услышать на Среднем Востоке.

Начиная с 1990-х годов, популярные песни Турции, Ливана и Египта перекочевали в танцевальные сообщества беллиденса Америки. Сегодня очень многие танцовщицы основывают свои выступления, особенно те их части, когда требуется интерактивная игра со зрителями, на музыке Амр Диаб, Таркана и других популярных артистов.

Выступление в американском ресторанном стиле также может сопровождать музыка не Среднего Востока. Например, танцовщица может исполнять работу с платком под мягкую, спокойную песню из популярного фильма или под композицию в стиле нью-эйдж. Обычно выбирается инструментальная музыка, и танцевальное шоу все равно не лишается своей восточной окраски.

Американский трайбл

Танцовщицы стиля трайбл, придерживающиеся подхода «Bal Anat», предпочитают музыку этнического звучания. Они обычно выбирают акустические композиции с участием уда, зурны, ребаба и различных флейт (нея, кхаввала) и избегают музыки скрипок, аккордеонов, клавишных и синтезаторов, которые у них ассоциируются с египетской оркестровой музыкой для восточного танца. Обычно предпочитаются песни со сравнительно простыми музыкальными партиями традиционных инструментов: уд и думбек, канун и думбек. Эти простые аранжировки передают народность музыки гораздо лучше, чем оркестровые. Танцовщицы, придерживающиеся стиля «Bal Anat», выбирают для выступлений либо музыку, основанную на народных мелодиях, либо песни, написанные несколько десятилетий назад или даже раньше. Зачастую они основывают выступления на турецком ритме 9/8, марокканском 6/8 или ливанском дебке, потому что народная музыка прекрасно соответствует визуальной эстетике трайбла. В музыкальную основу трайбл-танца часто включаются барабанные соло. Особенно эффектна игра ударников на народных барабанах типа табла балади (большой рамочный барабан с низким звучанием).

Для танцовщиц стиля «америкен трайбл», движения которых основываются на принципах групповой импровизации, гораздо более предпочтительны песни с постоянным, предсказуемым битом, чем сложные композиции с переменчивой ритм-структурой. По этой причине многие из них выбирают те же музыкально элементарные народные песни, что и танцовщицы стиля «Bal Anat», и в этом выступления в стиле «Bal Anat» сходятся с выступлениями в «америкен трайбл». Некоторые коллективы «америкен трайбл» включают в музыкальную основу выступлений американскую музыку, сочиненную такими коллективами как «Solace», которая, базируясь на средневосточных ритмах, может исполняться на электронных инструментах. Многие танцовщицы предпочитают мистическую, мрачную музыку, потому что она стилистически соответствует «америкен трайбл». Исполнительницы, придерживающиеся идей «художественного экспериментирования», могут вообще обходить стороной средневосточную музыку. Они часто останавливают выбор на современном индастриале или готике. Или на чем-то еще, что находится в рамках современной американской музыкальной моды и характеризуется альтернативным звучанием.

Египетский ориентал

Танцовщица египетского ориентала, как правило, использует только египетскую музыку – и только орекстровые аранжировки, типичные для шоу пятизвездочных ночных клубов Каира, а уж никак не те, которые играются маленькими ансамблями, состоящими из двух-трех музыкантов. Типичный египетский оркестр состоит из скрипок, аккордеонов, рамочных барабанов, сагатов, дарбук (дарбука – барабан в форме песочных часов; другое название - думбек), неев (ней - флейта) и кхаввал (кхаввала - другой тип флейты). Некоторые оркестры также могут включать в себя уды (уд – средневосточный предок лютни) и кануны (канун – средневосточная цитра). Некоторые египетские песни содержат короткие элементы Саиди, которые в зависимости от музыкальных предпочтений композитора или аранжировщика могут исполняться либо оркестровыми инструментами, указанными выше, либо более традиционными ребабой и мицмаром.

Для выступлений американские танцовщицы обычно подбирают сложные композиции с частыми сменами ритма – например, авторства Mohammed Abdel Wahab, Baligh Hamdi и Abdel Halim Hafez. Однако некоторые танцовщицы предпочитают простые, но привлекательные сочинения Farid al-Atrache. В 1980-х и 1990-х годах, с развитием популярных музыкальных стилей Египта shaabi и al jeel, многие американские танцовщицы египетского ориентала стали использовать в своих выступлениях элементы данных стилей.

В Египте для танцовщиц звездного уровня композиции выхода на сцену, порой доходящие до 15 минут, иногда пишутся на заказ. В числе наиболее известных тем 1970-1980-х годов – «Sitt el Hasan» (Нагва Фуад), «Banat Iskandaria» (Сохайр Заки и Нагва Фуад) и «Raks Nelli» (Нелли Фуад). В США исполнительницы египетского ориентала иногда пользуются этими композициями. Американская танцовщица Сахра, выступавшая в Египте, заказала себе эксклюзивную «Sahra Saida», которая позднее стала использоваться многими другими танцовщицами египетского стиля.

В числе классических египетских песен, популярных среди американских танцовщиц египетского ориентала, такие как:

«Alf Leyla Wa Leyla»
«Leylet Hob»
«Lissa Fakir»
«Wahashtiny»
«Sawah»
«Nibtidi Mneen al-Hikaya»
«Habena»
«Aziza»
«Zeina»


Используемая в выступлениях поп-музыка определяется современной модой, различными чартами. Некоторые из поп-артистов, al jeel или shaabi которых популярны среди танцовщиц египетского ориентала, это:

Amr Diab
Nancy Ajram
Hanan
Hakim
Shareen


Танцевальные движения

Многие движения, такие как восьмерка, подъем бедра и т.п., существуют как в обоих американских, так и в египетском стиле. Различия определяются нюансами исполнения. Однако некоторые движения свойственны только тому или иному стилю.

Американский ресторанный стиль

Танцевальные движения американского ресторанного стиля происходят из словаря движений многих средневосточных стилей и содержат элементы танцев Турции, Египта, Ливана, Северной Африки, Ирана, Греции, Армении, Индии и других средневосточных и североафриканских стран. Кроме того, танцовщица привносит в танец собственные идеи. Смешение движений, обнаруживающихся в танцах Среднего Востока и Северной Африки, в одном танцевальном номере – обычная практика в американском ресторанном стиле.

Вдобавок к этому, танцовщицы американского ресторанного стиля зачастую используют движения, которых не существует в средневосточной танцевальной традиции. Они заимствуют движения из старых голливудских фильмов, балета, фламенко, йоги, джаза, сальсы и собственного воображения. В итоге получается довольно эклектичное зрелище. Американская танцовщица также может использовать в танце нечто, что она увидела в рок-видео или в бродвейских мюзиклах. Однако все же большая часть движений американского ресторанного стиля почерпнута из танцев Турции и Египта.

Из-за влияния, которое на танцовщиц оказывают балет, джаз и другие западные виды танца, в выступлении довольно активно задействуются руки. Танцовщицы могут размахивать, раскачивать руками, выпрастывать их, использовать для создания рамок и т.п. Движения рук придают танцу театральности. Также исполнительницы вовлекают в танец и движения ног – например, па-де-бурре.

Существуют определенные движения, которые типичны для американского ресторанного стиля и обычно не встречаются в египетском ориентале. Эти движения исполняет не каждая танцовщица американского ресторанного стиля, но если они появляются в ее выступлении, это обычно означает, что исполнительница глубоко увлечена данным стилем:

- Круги или восьмерки грудью,
- Изолированные перекаты животом во время бездействия остальных частей тела или исполнения работы на полу,
- Тряски животом,
- Вовлечение груди целиком в исполнение волны или походку верблюда,
- «Штопор» (грудная клетка двигается в направлении, противоположном движению бедер),
- Змеиные ручки,
- Руки, воздетые над головой, ладони сложены вместе – поза «молитвы»,
- Пульсирующие движения кистями.


Змеиные ручки


Американский трайбл

Танцовщицы как стиля «Bal Anat», так и «америкен трайбл» обычно стремятся создать на сцене житейские, фольклорные образы. Исполнительницы, увлеченные «художественным экспериментированием», исполняют то, что, по их мнению, удовлетворяет запросам американской альтернативной культуры.

Выступления приверженок «Bal Anat», как правило, состоят из серий фольклорных степов, заимствованных из танцев различных культур. Например, одна постановка может содержать тунисские степы, движения Саиди, шаги дебке и несколько элементов народных танцев Турции. Зачастую танцовщицы становятся не на подушечки пальцев, а на ступни целиком – так они придают танцу более «этнический» вид. Однако некоторые фольклорные степы (например, тунисского танца) требуют танцевания только на подушечках пальцев.

Движения бедер и волны живота в трайбле обычно размашисты и эффектны, а не изящны, как в египетском ориентале. Исполнительницы трайбла стремятся избегать в танце театральности и приемов «шоу-бизнеса», которые эксплуатируются танцовщицами ночных клубов.


На этой фотографии, сделанной в 1995 году, Bàraka выступает с фольклорной труппой «Hahbi 'Ru» в костюме тунисского стиля


Формат групповой импровизации стиля «америкен трайбл» накладывает определенные ограничения на стиль танцевальных движений. Он требует, чтобы труппа придерживалась следующих правил:

Движения, исполняемые руководителем выступающих, должны быть легко заметны всем остальным танцовщицам, которые их копируют. В большинстве случаев это означает, что движения должны быть заметны сзади, поскольку, как правило, танцовщицы располагаются за руководителем. В движение обычно вовлекается только корпус, начиная от бедер, поскольку разглядеть, например, работу ступней бывает весьма проблематично.

Движения рук должны быть достаточно простыми, чтобы их могли повторить все танцовщицы, и руки следует держать в таких положениях, чтобы они были заметны всем исполнительницам, повторяющим данные движения. По этим причинам руки не движутся близко к телу, а поднимаются над головой или протягиваются в стороны.

В большинстве случаев движения должны быть простыми, чтобы их можно было легко повторять. Например, танцовщица совершает круги бедрами, оставляя неподвижными руки, или исполняет движение руками, оставляя неподвижными бедра. Использование слоев не подходит для групповой импровизации, поэтому слои не применяются, если данный прием не используется как стандартная часть репертуара труппы.

Движения выглядят размеренными, продуманными, а не спонтанными, потому что они исполняются руководителем так, чтобы все танцовщицы могли их скопировать.

В труппе существует словарь стандартных комбинаций, известных каждой ее участнице. Это означает, что в некоторых случаях танцовщицам требуется только определить, какая комбинация последует за исполняющейся и после какого перехода. Детали каждой конкретной комбинации устанавливаются заранее и содержат информацию о характере исполнения движений бедер, о расположении веса, положении рук и т.п.

Стремительно меняющиеся движения типа продолжительных кружений или сложной работы ног практически не поддаются копированию, поэтому используются в «америкен трайбл» крайне редко.

Исполнительницы, придерживающееся стиля «художественного экспериментирования», зачастую объединяют движения беллиденса с движениями других дисциплин, популярных в Америке – например, йоги, хип-хопа, r’n’b, словом, всего, что в конкретный период времени считается «клевым». Техники, используемые танцовщицами данного стиля, напоминают «америкен трайбл», потому что эти танцовщицы учились основам танца у педагогов «америкен трайбл».

Египетский ориентал

Движение стиля египетский ориентал тяготеет к утонченности и сдержанности. Они как бы идут не изнутри, а осуществляются поверхностными мышцами тела. Акцент делается на работе бедер: круги, полукруги, подъемы, сбросы и т.д.

Использование слоев (например, добавление шимми к исполнению кругов бедрами) является в египетском стиле почти обязательным, потому что египетская музыка для восточного танца исполняется множеством инструментов, составляющих полноценный оркестр, и напоминает европейские симфонии. Таким образом, сам характер музыки требует использования слоев. Например, бедра могут интерпретировать барабанный ритм, изящные шимми исполняться под канун, а руки отображать мелодию, и все это - одновременно.

Танцовщицы египетского ориентала могут вовлекать в движение туловище и исполнять перекаты живота в качестве слоя в комбинации с подходящими движениями бедер. Однако они не ограничиваются, подобно танцовщицам американского ресторанного стиля, тем, что просто стоят стоймя и делают перекаты.

Танцовщицы ночных клубов, исполняющие танцы в египетском стиле, в отличие от исполнительниц американского ресторанного стиля стремятся ограничить движения головой. Эта тенденция связана с концентрацией танцовщиц египетского стиля на музыке, на их ощущениях от звука. Зачастую американские танцовщицы испытывают на себе влияние балета и других театрализованных форм танца, в которых акцент идет на конечности и растяжку, а не на то, как исполнитель чувствует себя, слушая музыку и танцуя.

Движения, характерные для египетского ориентала и редко встречающиеся в других стилях, включают в себя:

- Объемные, широкие круги бедрами, во время исполнения которых танцовщица наклоняется в талии и совершает руками амплитудные движения,
- «Драгоценный камень» (дуга бедрами с изворотом на каждой стороне),
- «Чонк» (знаменитое движение Сохейр Заки, вертикально исполняемое бедрами в позиции на прямых ногах),
- Шимми тазом вперед-назад,
- Крохотные акценты с вовлечением ягодиц во время исполнения широкого круга бедрами.

По большей части, эти движения стали популярными в египетском танце уже после формирования американского ресторанного стиля, поэтому танцовщицы ресторанного стиля обычно их не используют. Однако многие американские танцовщицы, выступающие вне рамок египетского стиля, все равно любят смотреть с выступлениями египетских исполнительниц и привносят египетские движения в собственный стиль. Именно поэтому можно увидеть, как танцовщица американского ресторанного стиля исполняет некоторые из указанных движений.

Работа на полу была запрещена в Египте в выступлениях на публике в 1950-е годы и до сих пор не танцуется публично, за исключением некоторых ее элементов в raqs al shamdan (танец с канделябрами), который считается традиционным танцем. Работа с полом может исполняться в рамках приватных выступлений, но такое бывает редко. Из-за того, что египетские танцовщицы, как правило, не практикуют работу с полом, не практикуют ее и американские танцовщицы, специализирующиеся на египетском стиле.

Костюм

Американский ресторанный стиль

Танцовщица ночных клубов, исполняющая американский ресторанный стиль, может носить костюм, сделанный в Египте или выглядящий точь-в-точь как египетский. Но это не обязательно. Часто американские танцовщицы заказывают определенные элементы костюма в Египте, а потом совмещают их с элементами американского костюма для беллиденса, чтобы получился индивидуальный стиль наряда.


Bàraka проделала то же самое. В Египте она приобрела позолоченный набор из лифа и пояса. Затем, чтобы сделать их непохожими на те, что носят другие танцовщицы, она добавила аппликации и украшения на манер белого жемчуга. Самостоятельно сделала себе головной убор, рукава, юбки и платок. В результате получился очаровательный костюм, который объединяет в себе типично египетский вид и американскую изобретательность.


Другие варианты. Танцовщица американского ресторанного может носить составную круглую юбку или две или три круглых юбки, чтобы во время кружения были видны слои ткани. Она может заткнуть конец юбки за пояс. Как правило, юбка имеет два разреза спереди. Низ круглой юбки может быть гофрирован или иметь фестоны.

В числе прочих вариантов юбок для американского ресторанного стиля – прямая юбка из сверкающей ткани с разрезом на одной стороне. Также танцовщица может заимствовать идеи дизайна юбки из голливудских вечерних платьев прошлых лет.


Шира демонстрирует костюм, состоящий из лифа, юбки, ожерелья, браслетов и ободка на голове. Этот костюм куплен ею в Турции. Шаровары Шира сделала самостоятельно из ткани, подходящей к юбке. Обратите внимание на аппликации на поясе – это обычная деталь турецкого костюма. Юбка сделана из шести частей в четверть круга каждая, прикрепленных к эластичной набедренной повязке.John Rickman Photography, Сан-Хосе, Калифорния, 2000.


Танцовщица американского ресторанного стиля может носить под юбку шаровары, нейлоновые чулки или же танцевать с голыми ногами. Поверх юбки или шаровар могут размещаться панели-украшения. Иногда в пояс подтыкаются маленькие шарфы, а иногда шарф носится на бедрах ниже пояса.

Некоторые танцовщицы предпочитают носить только лиф, пояс и юбку без дополнительных предметов наряда. Некоторые поверх лифа надевают жакет, а руки украшают рукавами. Другие носят тунику или шарфы, прикрывающие живот.


На этой фотографии Шира позирует в костюме американского ресторанного стиля, состоящем из лифа и пояса из позолоченных медальонов. Предметы наряда украшены голубым хрусталем. Третий элемент костюма – две круглые юбки, каждая с тремя полукруглыми панелями. Это типично американский дизайн. Костюм куплен в калифорнийском городе Беркли у «Cost Less Imports».


Еще один вариант костюма – блестящее платье балади с цехиновой повязкой или бисерным шарфом на бедра. Своеобразие костюму придает люрекс, блестки или цехины. В этом платье можно танцевать без шаровар. Можно использовать обычное дамское белье или же предпочесть лиф, чтобы он был виден в декольте платья.

Американский трайбл

Как правило, танцовщицы американского трайбла объединяют в одно целое элементы наряда, музыку и танцевальные движения различных стран. Так, «FatChanceBellyDance» носят тюрбаны (Турция) с чоли (Индия) и украшают лица татуировками (Северная Африка). Также танцовщицы американского трайбла могут реализовывать собственные идеи, у которых ни в одной из «тамошних» стран нет аналогов – например, украшать кисточками монетные лифы или пряденые пояса. Существенная черта, отличающая американский трайбл от стилей, которые стремятся воссоздать действительный исторический материал, заключается в том, что танцовщицы американского трайбла черпают вдохновение из костюмов, музыки и танцев сразу нескольких регионов и всякий раз привносят в дело нечто свое.


На этой фотографии Изора позирует в костюме, который отлично характеризует американский трайбл. Поверх юбки надета туника из ткани асьют. На бедрах – платок и монетный пояс от «Cost Less Imports». Головной убор полностью закрывает волосы и сочетается с бижутерией, обрамляющей лицо.Sue Swindlehurst.


В американском трайбле существует тенденция к сокрытию ног и талии. Костюмы этого стиля часто включают в себя элементы из приведенного ниже списка. Конечно, также они могут содержать и другие детали.

Ткань

• Части костюма обычно делаются из натуральных тканей (как правило, хлопка, иногда – шелка).
• Предпочтение отдается приглушенным цветам с незначительным количеством ярких элементов в качестве акцента.
• Используется ткань асьют (если танцовщица может ее себе позволить).
• Существует тенденция к сокрытию ног и талии.
• Как правило, костюм блестит из-за монет, асьюта, иногда – из-за люрекса, если, например, используется ткань для сари.
• Некоторые элементы костюма делаются из полосатой ткани.

Верхняя часть костюма

• Монетный лиф.
• Чоли.
• Топ, который закрывает грудь и плечи и заканчивается чуть ниже груди. С рукавами или без.
• Жакет.
• Топ в стиле туники с рукавами или без.

Полный костюм

• Гавейзи с блузой и панталонами.
• Платье балади. С шароварами, если есть разрез.
• Кафтан (восточный халат с поясом).
• Туника длиной до бедер, до коленей или ниже.

Бедра

• Монетный пояс.
• Пояс из макраме, украшенный монетами и/или кисточками.
• Набедренный шарф (треугольный или прямоугольный), украшенный монетами, бахромой или кисточками.
• Шаль с бахромой.

Украшения

• Афганские украшения.
• Украшения в стиле кочевых племен Северной Африки.
• Украшения из монет, индийские колокольчики и цепочки.

Нижняя часть костюма

• Одна, две или несколько юбок – как правило, носится панельная юбка из двух достаточно широких прямоугольников ткани, один спереди и один сзади.
• Круглая юбка, как правило, не носится, но если такое происходит, панели сшиваются, разрезов нет.
• Прямая юбка с разрезом, как правило, не носится.
• Сосборенная многоярусная юбка. Такие юбки часто носятся танцовщицами, стремящимися включить в выступления элементы цыганского стиля.
• Шаровары.

Грим

• На лицо наносятся рисунки в стиле лицевых татуировок представителей кочевых племен Северной Африки.
• Широко используется хна, особенно для украшения кистей рук и подошв ног.


На этой фотографии Изоры хорошо заметны головной убор, украшения и лицевые рисунки. В Северной Африке краска для век традиционно используется для защиты от солнца и злых духов. Татуировка на щеке является атрибутом представителя конкретного племени.Sue Swindlehurst.


Аксессуары

• Головной убор, закрывающий волосы. Популярны шарфы. «FatChanceBellyDance» носят тюрбаны. Прекрасно дополняют образ головные уборы из Северной Африки, особенно те, которые напоминают головные уборы представителей кочевых племен. С непокрытой головой танцовщицы трайбла выступают очень редко.
• Что касается обуви, танцуют либо босиком (если любят рисковать), либо в гермесках желто-коричневого цвета. Никаких высоких каблуков.

Египетский ориентал

Эта статья рассказывает о тех костюмах египетского стиля, которые создаются самими исполнительницами. Американские танцовщицы обычно составляют свои «египетские» костюмы из частей, которые импортируют из Египта их любимые продавцы. В Египте же ситуация иная: египетские танцовщицы могут сотрудничать напрямую с производителями костюмов, чтобы заказывать у них в точности то, что им нужно, и их не касаются вопросы массового производства, экспорта и наличия или отсутствия товара в каталоге. Таким образом, египетский стиль нарядов американских танцовщиц составляется из нескольких элементов костюма, носимых египетскими танцовщицами.

Египетская танцовщица обычно носит костюм под названием «bedleh», что и переводится с египетского как «костюм». Типичный бедле состоит из бисерного лифа, пояса, юбки с цехинами и штанов. Пояс обычно прикрепляется к верху юбки (если продавец не реализует простой набор из лифа и пояса без юбки). В зависимости от производителя, могут наличествовать или отсутствовать бисерные украшения. Штаны, к ношению которых танцовщиц обязывают египетские законы, могут быть либо телесного цвета, либо цвета, соответствующего остальным частям костюма. Довольно часто штаны в районе пупка имеют украшения из цехинов. Некоторые американские танцовщицы, исполняющие египетский стиль, могут танцевать без штанов, поскольку законы Америки этого не запрещают – все зависит от того, насколько танцовщица стремится соответствовать образу танцовщицы-египтянки.


На этой фотографии Морокко позирует в прекрасном египетском бедле знаменитой египетской мастерицы Madame Abla. Морокко – известная исполнительница, преподавательница и ученая в области танца из Нью-Йорка.


Разница между египетским бедле, носимым в США, и костюмом из лифа, пояса и юбки для американского ресторанного беллиденса едва различима.

В костюмах, импортируемых в США из Египта, нижняя юбка, как правило, по ткани составляет три четверти круга и имеет разрез, идущий по юбке вдоль ноги. Край юбки и разрез украшены каймой из бисера и блесток. Верхняя юбка делается из той же ткани, что и нижняя, и имеет оформленную в виде зубцов кайму – существуют различные варианты окаймления. Этот край и разрез слоя оформляются такой же каймой, как и нижняя юбка, а также украшаются цехинами.


НаШира позирует в бедле, сделанном в Египте. Костюм состоит из двухслойной юбки, платка, лифа, пояса, вязаных перчаток, ожерелья и головного убора. Многие детали этого костюма обычно предлагаются американским танцовщицам египетскими производителями и потому не являются в полной мере египетскими. Но из-за того, что их делают в Каире, танцовщицы считают эти части наряда «настоящими» и не всегда осознают наличие американского влияния.


Сделанный в Египте лиф отличается дизайном – например, двумя цветочками на ткани лифа на тех местах, где находятся соски. На лифе, сделанном в Америке, скорее всего этих цветочков не будет, если только дизайнер не стремится сделать точную копию египетского стиля.

Дизайн лифов и поясов знаменитой Madame Abla часто ассиметричен.

Костюм бедле может продаваться с платком, но не обязательно. Если платок имеется, он может быть того же цвета, что и юбка – или же противоположного, чтобы создавался контраст. Один из краев платка обычно украшается бисером и блестками, по цвету соответствующими тем, что имеются на юбке.

Как правило, лиф и пояс украшаются пышной, длинной бахромой, длиной 15-20 см на поясе и 10-15 см на лифе. Однако некоторые египетские танцовщицы носят лифы и пояса без бахромы, чтобы отличаться от остальных.

Большинство танцовщиц танцуют на высоких каблуках. Первоначально египетские танцовщицы стали танцевать в обуви, чтобы донести до зрителей сообщение: «У меня есть деньги, чтобы купить туфли». Сегодня же высокие каблуки – обычное дело.

Как отмечено в параграфе «Структура выступления», в Египте после завершения открывающего сета танцовщица уходит со сцены и возвращается в наряд балади, чтобы станцевать с тростью, канделябром или исполнить другой народный танец. Этот наряд балади обычно походит на богато украшенное длинное вечернее платье, на нем множество блесток, бисерин, цехинов и других сверкающих предметов. Танцовщица носит пояс, который может иметь бисерную бахрому, подчеркивающую движения. Костюм могут дополнять перчатки, платок или пелерина. Некоторые платья балади имеют вырез, обнажающий живот танцовщицы (но не пупок); края выреза обрамляются цехиновой бахромой. В США танцовщица египетского стиля в течение всего шоу может танцевать в платье балади, а не в бедле. (Как указано в параграфе «Структура выступления», американские танцовщицы не переодеваются в течение шоу).


На этой фотографии Морокко позирует в прекрасном платье балади по типу тех, что носятся в египетских ночных клубах. Морокко держит египетскую вуаль. Платье украшено блестками, прикрепленными к короткой бахроме из бисера, на бедрах и по вырезу – длинная бисерная бахрома.


Места выступления

Все три стиля танца исполняются на фестивалях беллиденса – например, на «Rakkasah» в Калифорнии. Их исполняют также в домах престарелых, в больницах и на других фестивалях. Популярность стиля в том или ином регионе зависит от местных предпочтений.

Американский ресторанный стиль

Часто этот стиль исполняется в ресторанах и ночных клубах Северной Америки, которые предлагают беллиденс как развлечение – в особенности, в клубах, где играют неарабские музыкальные коллективы (например, греческие, армянские или турецкие). Иногда американский ресторанный стиль исполняется на местных фестивалях и прочих мероприятиях, если местные стандарты достаточно либеральны, чтобы общество могло принять облик танцовщиц данного стиля.

Этот стиль обычно исполняется во время «беллиграммы» (bellygram) - непродолжительного заказного выступления танцовщицы. Обычно американский ресторанный стиль запрашивают люди, которые нанимают танцовщиц для выступлений на корпоративных мероприятиях.

Американский трайбл

Этот стиль нечасто исполняется оплачиваемыми танцовщицами в ресторанах и ночных клубах, потому что владельцы ночных клубов предпочитают блеск и роскошь стилей, соответствующих характеру заведения. Владельцы средневосточных клубов предпочитают танцовщиц египетского ориентала. Конечно, если заведение предоставляет территорию для какого-либо творческого вечера, ученицы могут исполнить трайбл.

Американский трайбл танцуется некоторыми танцовщицами, посещающими мероприятия «Society For Creative Anachronism» (международная организация, занимающаяся изучением и реконструкцией истории до 17 века – пр.пер.) или «Renaissance Faires» (крупный ежегодный фестиваль исторической реконструкции – пр.пер.). Однако американский трайбл, появившийся в США во второй половине 20 века, не в полной мере подходит по формату для мероприятий SCA или «Renaissance Faire», поскольку костюмы для трайбла основываются на нарядах различных национальностей, различных исторических периодов и воображении танцовщиц. Например, кисточки на поясе – изобретение чисто американское и было сделано в 20 веке. В рамках SCA и «Faire» более приемлемо носить аутентичные костюмы, представляющие конкретный регион и определенный исторический период.


"Renaissance Faire"


Некоторые танцовщицы, танцующие на местных праздниках, фестивалях и других мероприятиях, вместо стиля ночных клубов стремятся представить публике трайбл. Это оправданно, если моральные стандарты местной публики или тема конкретного события обусловливает данный выбор.

Египетский ориентал

Этот стиль часто исполняется танцовщицами ресторанов и ночных клубов, особенно если клуб принадлежит арабам, управляется арабами или предлагает арабскую кухню и музыку.

Реквизит

Иногда, чтобы повысить качество выступления, беллиденсерши используют реквизит. Он бывает разный и определяется стилем танца.

Американский ресторанный стиль

Среди танцовщиц этого стиля популярны предметы, которыми можно балансировать, держа их на голове, на бедре, на плече, на кисти. Обычно это мечи, марокканские подносы с кувшинами и стаканами на них, свечи. Свечи могут располагаться в египетском шамадане (канделябре) или любом другом подсвечнике. Балансирование обычно демонстрируется в четвертой части номера, когда исполняются работа на полу или движения таксима в положении стоя. Сначала танцовщица представляет предмет зрительному залу – например, делает несколько «боевых» движений мечом, зажигает свечу, поднимает с подноса кувшин и стаканы, чтобы показать зрителям, что они не приклеены и т.п. Она может пройти к передней части сцены и позволить первым рядам зрителей вплотную увидеть предмет. Затем она размещает предмет, например, на голове. Как только он приходит в равновесие, танцовщица исполняет серию медленных волнообразных движений и начинает вращаться на месте, чтобы дать возможность зрителям лучше рассмотреть работу с реквизитом. Затем танцовщица делает мостик и, возможно, совершает работу на полу. Если используется меч, она может переместить его с головы на плечо или бедро и исполнить несколько еще более медленных движений в новой позе. (Это не очень удобно делать с подносом, но вполне возможно с некоторыми видами подсвечников).

Иногда танцовщица исполняет танец с партнером: со змеей. Это может быть либо маленькая змейка размером с подвязочного ужа, либо большая змея – например, питон. Большие змеи используются чаще. Выступая со змеей, танцовщица часто выходит на сцену с корзиной. Она ставит ее на сцену и танцует открывающий сет. Обычно змея вступает в дело во время четвертой части номера, когда исполняются работа на полу или движения таксима в положении стоя. Танцовщица вытаскивает змею из корзины, превращая это действие в шоу, медленно поднимает ее и танцует, а змея ее обвивает. Танцовщица обычно исполняет медленные, волнообразные движения и может совершить несколько элементов работы на полу. Змея же делает, что ей вздумается – ее обычно невозможно ничему научить.



Иногда исполнительница в качестве реквизита использует музыкальный инструмент. Конечно, в первую очередь это цимбалы. А еще – бубны и думбеки.

Иногда используются реквизиты американской культуры. Хотя это бывает нечасто, все же можно причислить их к реквизиту американского ресторанного стиля. Это могут быть палки с ленточками (как в гимнастике), перьевые боа, веера, шляпки и т.п.

Танцовщицы американского ресторанного стиля также танцуют с тростью, используя при этом ту же музыку и те же движения, что и исполнительницы египетского стиля. Если танцовщица ночного клуба танцует с тростью, то трость, как правило, обернута блестящей бумагой или украшена сверкающими предметами – например, цехинами.

Американский трайбл

Танцовщицы трайбла обычно предпочитают использовать реквизит фольклорного оттенка. Как и танцовщицы ресторанного стиля, они могут танцевать с мечами, подносами или свечами, но предпочтут их менее яркие варианты, «этнику». Среди танцовщиц трайбла довольно популярен как реквизит кувшин, который может располагаться на бедре, на голове или держаться в обеих руках.

Широко распространен среди танцовщиц трайбла и прекрасно сочетается с костюмами и движениями этого стиля Raqs al Assaya (танец с тростью). Для его исполнения танцовщицы выбирают музыку Саиди, играемую на традиционных инструментах (например, на ребабе). Прекрасно подходит для танца с тростью в стиле трайбл музыка Metkal Kanawi, которая дает хорошее представление о Саиди. Еще один уместный вариант – «Volume 1» калифорнийского ансамбля «Blue Nile».


На этой фотографии Изора позирует в костюме трайбла с мечом на голове.Sue Swindlehurst.


Египетский ориентал

Наиболее распространенный реквизит этого стиля – канделябр (шамадан) и трость (raks al assaya). В силу своего происхождения в Верхнем Египте танец с тростью лучше всего смотрится, если танцуется под музыку Саиди. В стилевой вариации египетского ориентала эта музыка может исполняться оркестром, который включает в себя ребабу (традиционный струнный инструмент Саиди) и современные клавишные, скрипки и т.д.

Другие стили танца

Хотя в этой статье я рассказываю преимущественно о трех наиболее распространенных формах, которые принимает в Америке средневосточный танец, стоит признать также существование нескольких других популярных стилей.

Народный/этнический/исторический/аутентичный

Этот стиль основывается на исполнении танцев, свойственных конкретной местности и конкретному периоду времени под соответствующую им музыку и в соответствующих им костюмах. Очевидно, что качественное исполнение данного стиля требует серьезного исследовательского труда. Этот стиль танца прекрасно вписывается в формат «Renaissance Faire» и SCA, поскольку стремится наиболее точно воссоздать прошлое.

Настоящий танец этой категории можно встретить гораздо реже, чем все остальные стили, потому что проведение исследований, необходимых для точного, исторически корректного исполнения танца, представляет собой довольно сложную задачу. Лишь у немногих людей есть средства для проведения исследований на местах; кроме того, большинство народных форм танца буквально вымирают у себя на родине благодаря правительственной политике, общественному давлению, игу фундаменталистских религиозных сект и другим факторам уничтожения. Поэтому всякий, кто стремится освоить конкретно-территориальную форму танца, должен отыскать человека, который в свое время, когда танец еще не начал вымирать, провел определенные исследования и научился его исполнять в точности таким, каким он был.

Цыганский

Этот стиль основывается на традиционных танцах цыган. Он популяризуется в Америке такими исследователями танца как Eva Czernik, Artemis Mourat, Dalia Carella и Laurel Gray, которые дают по стране мастер-классы. Большинство американских танцовщиц, выучившихся у этих людей, создают собственные фьюжн-стили, которые совмещают в себе танцы нескольких регионов (Турция, Россия, Марокко, Испания и т.д.) и содержат индивидуальные творческие идеи.

Священный танец и двигательная медитация

В число древних средневосточных традиций входят ритуалы, иногда называемые «трансовыми танцами», хотя танцами они являются не в полной мере. Это зар (практика изгнания зла), гуэдра (практика получения благословления), суфийское кружение и суфийский зикр. Как правило, эти двигательные медитативные практики сопровождаются мощным барабанным боем и иногда песнопениями. Движения повторяются. Сочетание монотонного ритма барабанов и повторяющихся движений может ввести человека в состояние транса.

Некоторые беллиденсерши, исповедующие христианство, превращают свое искусство в своеобразный литургический танец. В христианском литургическом танцевании исполнительница может играть роль библейского персонажа (Саломея, Делила, Суламифь из Песни Соломона, Мария Магдалена) или же олицетворять идею – например, восхваление Бога при помощи танца в духе псалмов. Танцовщица может разыграть событие – например, празднование вхождения Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье. В зависимости от конгрегации, танец может исполняться во время церковной службы или же на спонсируемом церковью мероприятии. Церкви часто приурочивают исполнение особенной музыки или других литургических действ (например, танца) к праздникам церковного календаря - Рождественскому посту, Рождеству, Вербному воскресенью и Пасхе. Танцовщица, выступающая на таких мероприятиях, носит наряд библейского персонажа – кафтан или тунику с набедренным шарфом.

Некоторые люди, исповедующие язычество, считают беллиденс прекрасным средством духовного выражения. Так, танец Богини обычно основывается на базовых движениях беллиденса, которые слагаются в определенную тему – например, восхваление или изображение мифического персонажа. Dhyanis организует в Сан-Франциско ежегодное шоу «Танец Богини». В этой же области работает танцевальная компания «The Goddess Dancing», управляемая Lorraine Lafata. Delilah создает собственные духовные танцевальные практики – например, «вейл-терапию» (лечебное танцевание с платком) и круговой балади, и дает мастер-классы, посвященные беллиденсу как двигательной медитации.



Вне зависимости от контекста духовного танцевания, в священном танце редко используются костюмы, реквизит и музыка стилей танца ночных клубов.

Благодарности:

Выражаю благодарность Stefania (Stephanie Brucker) за очень полезную информацию по египетскому восточному стилю, исполняемому в США.

Благодарю Bàraka (Сан-Франциско, Калифорния) за предоставленные фотографии.

Я очень признательна Изоре (Фремонт, Калифорния) за предоставленные фотографии.

Также сердечно благодарю Морокко за предоставленные фотографии.

И всех фотографов, работами которых иллюстрирован этот текст. Как они говорят, изображение стоит тысячи слов, и иллюстрации, демонстрирующие различные стили, помогают составить о них более полное и правильное впечатление.