Школа танцев "Зодиак"

Что такое танец фараонов?

E-mail Печать PDF
ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ ФАРАОНОВ?

Термин «танец фараонов» («фараоник») то и дело появляется в беседах европейского и североамериканского сообществ беллиденс. Вам могут представить этот танец как нечто, предназначенное для особой песни на диске Eddie Kochak’а. Или вы можете услышать, как какая-нибудь танцовщица скажет, что танец фараонов - одно из ее «фирменных блюд». Так что это такое? Кто его танцует, и каким образом?


НаDelilah Flynn из Сиэтла изображает Хатор, держа в одной руке медное зеркало, а в другой – египетский крест анк.


Определение

Технически название «танец фараонов» обозначает «танцевальный стиль, в котором танцевали во времена египетских фараонов». Большинство танцовщиц, использующих этот термин, опираются на современные мнения о культуре древнего Египта, многие из которых не обоснованы никакими исследованиями. Другими словами, почти все их танцы – порождения двадцатого и двадцать первого века, выросшие из ориенталистского искусства, литературного движения позапрошлого столетия и юного танца модерн. Обычно танцы фараонов исполняются под музыку New Age, танцовщицей или труппой в нарядах, созданных благодаря изучению рисунков на стенках гробниц. Многие из таких танцев включают в себя позы с разогнутыми параллельными полу ладонями и иногда свечами на них. Такие позы не обоснованы историческими исследованиями, но в силу того, что западный зритель воспитан на позировании танцоров раннего модерна и ждет чего-нибудь похожего, исполнительницы часто включают их в танец, чтобы обеспечить зрителю удобство восприятия.


Arabella из Торонто в костюме фараонов.Carolyn Thompson.


Конечно, главная проблема с этими «загадочными положениями рук» в том, что они превратились в клише. Люди делают так, потому что это просто, но понаставить в танце таких поз – не способ очаровать выступлением. Вот почему некоторые люди, которые называют свой танец «танцем фараонов» (например, Delilah Flynn и Laurel Victoria Gray) избрали другой путь. То, что создают они и некоторые другие, выглядит совершенно иначе. Эти танцовщицы, пользуясь древними египетскими источниками, проводят собственные независимые исследования искусства движения рук. И они выступают с наиболее захватывающими интерпретациями того, на что могли быть похожи танцы древнего Египта.

Историческая перспектива

В конце девятнадцатого века и начале двадцатого археологические находки в Египте увлекли внимание всего европейского и североамериканского общества. Люди были в восторге от открытий, и мир древнего Египта превратился в моду. В авангарде этого культурного бума ранние пионеры модерна черпали вдохновение с Востока. Исидора Дункан и позднее Рут Сен-Дени выбрали Египет темой своих работ и использовали его как мотив при создании собственных оригинальных танцев. В своей юности модерн в большой степени опирался на европейские и американские представления о том, как могли выглядеть древняя Греция и древний Египет, не особо задумываясь о поиске основанных на фактах подтверждениях. Конечно, по очень многим причинам модерн был существенным звеном западной культуры. Ранние танцоры модерна, вдохновленные мотивами древних стран Востока, могли и не быть исторически корректными в своих «реконструкциях», но они, несомненно, благодаря своей восточной увлеченности, воссоздали весь институт театрального танца запада. Сегодня нужно расценивать их работы как чудные творческие инновации, а не как проигрыши древнего танца. Во вступлении к книге Irena’ы Lexova’ой «Древние египетские танцы», опубликованной в 1935 году, доктор Frantisek Lexa пишет:

«Несколько лет назад я увидела, как девушки, танцующие модерн, исполняют египетские танцы. Общим для всех этих танцев были безвкусные, отрывистые движения, некрасивые позы и грубые дерганья руками и ногами. Хотя некоторые из девушек утверждали, что такими были древние египетские изображения египетских танцовщиц, и они их копировали, я так и не смогла припомнить хотя бы один древнеегипетский рисунок, на котором были бы изображены такие позы».


Вацлав Нижинский. Успех балетам Дягилева принесли не только талантливые артисты, но и новые костюмы, идеи для которых были навеяны восточным искусством.


В книге Lexova’ой 76 страниц иллюстраций, и интересно, что прямоугольные положения локтя и запястья, которые мы ассоциируем с танцем фараонов, показаны только на двух из них и вообще не являются египетскими, потому что их изображения взяты с этрусских могил в Италии. Lexova отмечает, что танцовщицы начала двадцатого века, принесшие эти «египетские» позы на сцену, само собой, не использовали действительную египетскую информацию в качестве источника для формирования танцевальных поз. Однако, хотя Lexova не нашла в угловых положениях рук фактических исторических привязок к древнему Египту, европейцы и североамериканцы сейчас считают их элементом той и только той культуры. К несчастью, древние египтяне не оставили намзаписей и dvd со своими танцами. Поэтому остается только исследовать произведения искусства и текстовые описания.

Где можно увидеть танец фараонов?

Этот танец сейчас – никак не мейнстрим танцевальной сцены ориентал. Иногда его исполняют, но все же больше вероятность, что вы просидите все шоу и так его и не увидите. Не знаю, как в модерне, поэтому не буду комментировать, как сегодняшние хореографы продвигают египетскую тему, вдохновившую Исидору Дункан и Рут Сен-Дени. Но про беллиденс, разумеется, скажу. Танец фараонов чаще всего встречается вот где:

Видео

Delilah Flynn из Сиэтла иногда танцует в стиле фараоник, и даже работает над, которое полностью посвящено танцу фараонов и включает выступления и инструкции. Но оно еще не вышло. Пока вы можете посмотреть ее «Dance to the Great Mother», в котором есть танец фараонов, придуманный ею, чтобы прославить женщину как дарительницу жизни. В выступлении, записанном на этом, Delilah находится на восьмом месяце беременности. Еще одназапись принадлежит Horacio Cifuentes’у, сделавшем ее в середине восьмидесятых. Там есть одно выступление в стиле танца фараонов. Он больше не продает это, но вы можете приобрести его на сетевых рынках – например, на eBay. Когда я спросила Horacio о новинках, он ответил, что у него есть новая запись, «Best of Oriental Fantasy», и он считает, что там танец фараонов выглядит куда лучше. Я эту ленту не смотрела.

Специальные театральные постановки



Некоторые танцовщицы организуют специальные театральные презентации, которые состоят из выступлений, основанных на одной художественной теме. Например, каждое лето Dhyanis спонсирует «The Living Goddess», шоу в Сан-Франциско, составленное из выступлений на тему древнего женского божества. Разузнайте, нет ли в вашем округе чего похожего.

В 1996 году Laurel Victoria Gray организовала в Берлине специализированное шоу, посвященное древнему Египту. Многие постановки она сочинила сама, другие же сочинили приглашенные танцовщицы – такие как Delilah Flynn. С тех пор «Egypta: Myth, Magic, and Mystery» исполняется в США по различным случаям.


Открытка, при помощи которой Laurel рекламировала одно из выступлений «Egypta». Крылья костюма богини Изиды сделаны более чем из двухсот отдельных кусков ткани.


Танцевальные фестивали или семинарские шоу

На танцевальном фестивале, который предлагает длительное сценическое действо, или на семинарском шоу, которое объединяет дюжину или более выступлений в одно, зритель может утомиться, наблюдая за бесконечной вереницей обычного беллиденса. Даже у высокоталантливой танцовщицы могут быть проблемы со вниманием аудитории, если семь других хороших солисток выступают до нее. По этой причине некоторые исполнительницы экспериментируют с другими подходами, и выделяются, используя танец фараонов.

Исполнительное искусство

Порой танцовщиц приглашают принять участие в творческих мероприятиях, которые представляют собой выставки различных танцевальных стилей. Иногда танцовщиц приглашают выступить на открытии музея с художественной презентацией искусства древнего Среднего Востока. В этих ситуациях они могут попробовать что-то особенное, например, во время читки стихов станцевать танец фараонов или разыграть сюжетную историю.

Как танцевать



Из-за того, что танец фараонов не является мейнстримом, ему могут обучить немногие. В вашем сообществе, вероятно, не найдется преподавателя, который работает с фараоник. Поэтому в качестве источника идей и вдохновения придется полагаться назаписи выступлений в этом стиле.

Нужно полное погружение

Я предлагаю вам начать с чтения о культуре древнего Египта, в особенности, о богинях Хатор, Баст и Изиде: все они связаны с танцем. Почувствовав «вкус» этой культуры, вы сможете точнее и убедительнее интерпретировать ее в танце. Когда я спросила Delilah Flynn о том, как она сочиняет свои танцы фараонов, вот какой был ответ:

«Чтобы создать выразительный танец, мне нужно думать как древняя египтянка. Я пытаюсь стать ею, читая филологические и религиоведческие материалы о древнем Египте, сочинения ученых о повседневной жизни египтян, изучаю иероглифы, посещаю храмы Египта и медитирую для вдохновения. Я изучаю одежду, делаю ее, ношу ее, постигаю суть движения. Я шью, рисую, плету бисером. Я слушаю музыку, которую слушали тогда. Для египтян все их боги и богини живы. Я же воскрешаю их со страниц истории и они начинают жить для меня.

У всего есть смысл, суть. Я – артист, я должна быть окрещена, погружена полностью. Надо изучать истоки и движущие силы танца как такового. За ними вы придете в глубоко духовное место, где соединяются тело, сила жизни и пространство. Посещайте храмы, там апогей пространства. Исидора Дункан однажды сказала: «У культур нет движений, есть только их повторные открытия».

Вообразите, что вы там, и спросите самую свою суть о том, как вам двигаться, и вы начнете свой истинный танец. Спросите свои ba, ka, akh, khaibit, sahu, khat».

По мере того, как вы изучаете культуру древнего Египта, размышляйте, о чем должен говорить ваш танец. Познакомьтесь с несколькими сюжетами древних времен – может, один из них вам захочется разыграть в танце. Может быть, вы захотите использовать танец, чтобы представить в нем реальный исторический персонаж (например, Хатшепсут (царица Египта, 1525-1503 гг. до н.э.)) или собирательный образ (например, храмовую жрицу Хатор или ассирийскую рабыню, мечтающую о свободе). В книге «Ancient Egyptian Dances» отмечается, что танцы танцевались по различным событиям: на похоронах, в религиозных действах, в качестве военной демонстрации и т.п. Возможно, вас привлечет что-то из этого. В общем, полагайтесь на собственные мысли насчет древнего Египта. О чем им было танцевать? Почему вы вдохновились именно этой культурой – что такого она вам поведала? Чем больших успехов вы достигнете в понимании того, зачем вам нужен этот танец, тем лучше он у вас получится. Если даже вы не знаете, почему хотите его станцевать, то откуда узнать зрителю?

Костюмы



Некоторые танцовщицы не уделяют особенного внимания созданию костюмов для фараоник и надевают простую мантию с париком а-ля Клеопатра и золотым обручем. Другие же мастерят красивые, драпированные складками, тщательно продуманные наряды с роскошными драгоценностями, поясами и другими аксессуарами.

Изображения, которые находят на стенах гробниц, служат прекрасным источником идей. Поэтому нелишне потратить некоторое время на изучение книг по искусству и истории древнего Египта.

Музыка

Судя по древним произведениям искусства, они использовали арфы, флейты, струнные инструменты, которые напоминают современный saz (лютня с длинным грифом), рамочные барабаны и систрумы (систрум - вид погремка, атрибут египетской богини Изиды, см. http://manly-p-hall.narod.ru/essay37.html - пр.пер.). На некоторых иллюстрациях «Ancient Egyptian Dances» пальцы танцовщиц имеют искаженную форму, как если бы они играли на кимвалах или кастаньетах.

Моя любимая музыка для фараоник – «Ancient Egypt», сочиненная в 1978 году египетским этномузыковедом Ali Jihad Racy по случаю «King Tutankhamun Exhibit» в Сиэтле. Racy руководит интенсивными исследованиями музыкальных нотаций и инструментовки древних времен; он является автором нескольких очаровательных произведений, основанных на его научной работе. Возможно, послушать их - это наилучший способ познать оригинальную музыку древнего Египта, разумеется, если вы не имеете возможности найти какой-нибудь CD в нераскопанной египетской гробнице. Для танцевальных интерпретаций в стиле фараоник многие выбирают музыку New Age, особенно если предстоит воссоздание храмовой ситуации. Несколько неплохих CD есть у коллектива под названием «Desert Wind», мои любимые – это «Kali Ma» и «Return to the Goddess». На Volume 6 серии «Strictly Belly Dancing» Eddie Kochak’а есть песня под названием «Phaedra Pharaonica», рекомендованная для фараоник-интерпретаций.

Движение

Не ограничивайте себя только теми забавными позициями рук и кистей, которые публика считает типично древнеегипетскими! Если хотите включить их в танец в силу того, что они совпадают с вашим творческим видением – дело ваше, дело артиста. Но вас к этому никто не обязывает. Пытайтесь в мышлении избавиться от клише, дайте волю собственной креативности. Опять же, начните с того, что определите для себя, какая цель будет у танца. Затем согласно цели подберите музыку. Затем пойдут движения. Просто убедитесь, что цель, музыка и движения состыкуются и работают слаженно, а не как лебедь, рак и щука.

Вот, что вас вдохновит:

«Ancient Egyptian Dances». Эта книга Irena’ы Lexova’ой – прекрасный старт для изучения танцевальных форм древнего Египта.

«The Belly Dance Book». Эта книга Tazz Richards содержит статью Elizabeth "Artemis" Mourat о танцах древнего Египта – укороченную версию ее 56-страничного исследования.

Delilah Flynn. Эта танцовщица из Сиэтла работает в области фараоник много лет.

Laurel Victoria Gray. Хотя эта танцовщица главным образом работает с фольклорными танцами Центральной Азии, она экспериментирует и с фараоник, и при этом является автором крупного немецкого шоу «Egypta» в честь шоу с таким же названием, которое много десятилетий назад создал Ruth St. Denis. Сайт - silkroaddance.com.

«The Ancient Dances of Egypt». Эта 56-страничная работа Elizabeth "Artemis" Mourat основана на исследованиях автора в областях религиозных, праздничных, военных, гаремных и сопровождающих пиршества танцев древнего Египта. Сайт Elizabeth - serpentine.org.

«The Daily Lives of the Egyptian Gods». Авторы - Demetri Meeks и Christine Favard-Meeks. Рекомендована Delilah.

«Temple of the Cosmos». Автор - Jeremy Nadler. Рекомендована Delilah.

«When the Drummers were Women: A Spiritual History of Rhythm». Автор: Layne Redmond. Рекомендована Delilah. Работа посвящена исследованию роли барабанной игры в духовных практиках допатриархальных религий.

«Хатор Rising: The Power of the Goddess in Ancient Egypt». Автор: Alison Roberts. Рекомендована Delilah.

Где танцевать танец фараонов

Я уже называла места. Фестивали, семинарские шоу, специальные театральные выступления и презентации. Иногда можно выступить в музеях, выставляющих египетские древности, на тематических вечеринках, посвященных древнему Египту, или на образовательных презентациях.

Также есть ситуации, в которых не следует танцевать фараоник. Например, воздержитесь от этого, если аудитория или человек, который вам платит, ждет от вас выступление беллиденс или традиционный танец Среднего Востока. Не танцуйте фараоник на арабских свадьбах, где от вас ждут трехъярусных канделябров, на вечеринках по случаю дня рождения, где от вас ждут беллигрэм, в ресторанах, обслуживающих главным образом средневосточных посетителей, и на образовательных семинарах на темы этнических/фольклорных танцевальных форм. В таких ситуациях, выступив с танцем фараонов, вы разочаруете зрителей и лишитесь доверия как профессионал.

В заключение

Если вы используете фараоник, чтобы разнообразить творческий процесс, это может доставить вам большое удовольствие. Но не ищите в этом стиле преподавателей, хореографии и методологии. Информации о реальных людях, танцевавших фараоник, совсем немного: придется развивать собственное творческое мышление и выступать по схемам интерпретационного танца. В этом нет ничего плохого или страшного, если вы будете выбирать правильные места для выступлений и не станете скрывать, что ваш танец – это скорее ваша фантазия, нежели историческая реконструкция. Так наслаждайтесь танцем фараонов, и пусть творческое сознание уведет вас далеко-далеко за пределы мира, в котором есть только банальные прямоугольные позиции.



Впервые статья появилась на сайте Suite101 31 августа 2002 года.