Школа танцев "Зодиак"

В поисках «российского хип-хопа»

E-mail Печать PDF

В ПОИСКАХ «РОССИЙСКОГО ХИП-ХОПА»

Вот уже 9 лет подряд в Лас-Вегасе (США) проводится конкурс по танцам в стиле хип-хоп мирового масштаба - World Hip Hop Dance Championship. Этот чемпионат собирает тысячи танцоров из десятков стран мира и тем самым является олицетворением глобальной танцевальной хип-хоп культуры.

Участниками соревнований в Лас-Вегасе становятся танцевальные команды, выбранные в результате такого же конкурса только масштаба локального, и, соответственно, признанные лучшими в своих странах.

Ни для кого не секрет – Россия на пути «вливания» в мировую хип-хоп «семью» делает пока только первые свои шаги. Отборочный чемпионат «Hip-hop International – Кубок России», дающий возможность победителям бесплатно поехать на международный конкурс в Лас-Вегасе, у нас проводится только 3-й год.

Однако шаги эти хоть и первые, но довольно уверенные – по сравнению с прошлым годом число команд-участников увеличилось с 50 до 80. Судейская система также была усовершенствована – в состав жюри вошли судьи международной категории, прошедшие обучение по судейской системе HHI: Chonique Sneed (США), JP Chandler (Франция), Alien Ness (Испания, США), Margherita Vasselli (Италия), Omar Paloma (Англия), Владимир Хан (Россия).

Три дня чемпионата (27-29 марта 2010 года) включали мастер-классы, полуфинал и финал. На протяжении этого времени российские танцоры стали своеобразным показателем развития хип-хопа у нас в стране, а судьи в свою очередь наблюдали, оценивали и сравнивали… Единственным повисшим в воздухе остался вопрос – что именно хотели показать российские танцоры и что, соответственно, в их представлении есть хип-хоп.

Некоторые из танцоров говорили о непохожести на кого-либо, поиске собственного стиля, и, слово за слово появлялось словосочетание - «российский хип-хоп». Само собой, раз он «российский», значит чем-то непременно должен отличаться от своих старших собратьев – американского, канадского, австралийского, японского, да и вообще, от любого другого. Но вот в чем конкретно состоит это отличие, никто объяснить не может. Заключается ли оно в использовании русской-народной музыки, одежды, атрибутики, должен ли российский хип-хоп включать в себя элементы народного танца? Часть команд сделала упор именно на это.

Собранные мнения судей и отдельных участников чемпионата Hip-Hop International – Кубок России являются своеобразным взглядом на положение хип-хоп танца в России.

27 марта в основном было посвящено мастер-классам JP Chandler и Chonique Sneed. Сразу же после своих мастер-классов JP рассказывал Chonique: «Я приготовил им довольно большой кусок хореографии.…Как оказалось, слишком большой для одного часа. Пришлось сократить до одной небольшой части и ее прорабатывать. Ты знаешь, они не дышат! Они задерживают дыхание! Это невозможно! А ведь нужно слушать музыку, чувствовать и дышать…».

Часом раньше, на мастер-классе эмоциональный и улыбчивый JP стремительно перемещаясь по залу, требовал того же - делать все чище, сильнее, контролируя каждое движение, и самое главное, контролируя дыхание. «Пожалуйста, не забывайте про дыхание!» - повторял он. «Дыхание должно сопровождать каждое движение, наполняя его легкостью и силой. Задержав дыхание, вы ограничиваете и сковываете сами себя».

JP Chandler: «Мне понравилась работа российских танцоров на мастер-классе, они все сосредоточены и стараются впитать каждое движение. Видно, насколько им интересно все новое. Это здорово, правда!».

Конечно, присутствующие на мастер-классе танцоры не являлись общим показателем уровня российского хип-хоп танца. В лучшем случае, присутствовали по одному-двум представителям от команд-участников, а из многих не было совсем никого.

Отборочный тур 28 марта показал очень большой разброс танцевального уровня, как команд, так и отдельных танцоров. И если часть команд показала профессионализм и серьезный подход, то за некоторых было даже немного стыдно перед иностранными судьями.

JP Chandler (сразу после отборочного тура): «Если говорить в общем – хип-хоп в России еще очень молод. Я увидел хороших танцоров, и видно, что многие стараются и работают, но, знаете, сильно не хватает слаженности и станцованности. Во Франции, на самом деле, сейчас аналогичная ситуация, только там, как мне кажется, больше тренируются. Там вообще тренируются постоянно, всегда и везде. Если говорить отдельно по категориям: в номинации Junior – никого из команд выделить не могу, в Varsity – были и сильные, и слабые команды, среди выступлений команд категории Adults – были моменты, когда я говорил себе - Wow, круто! Большую зрительскую поддержку получил у вас номер, основанный на детской игре Mario.

Но аналогичная идея уже была использована в World Hip Hop Championship в 2009 году! Таким образом, если вы участвуете в конкурсе подобном HHI и планируете попасть в Las Vegas, в частности, вам нужно обязательно просматривать те номера, которые уже были в предыдущие годы, чтобы избежать возможностей повторения!  Понимаете, если в России что-то ново, то не факт, что это будет ново для мира, и судьи могут просто не оценить вашу задумку».

После отборочного тура из 80 команд в финал прошли 32.
 
Атмосфера 29 марта в концертном зале «Мир» постепенно накалялась. За сценой и в холле активно шли последние приготовления.

Каждая команда готова была выложиться на все 200%. На вопрос о российском хип-хопе, танцоры отвечали по-разному:

«Российский хип-хоп можно определить как пародию на хип-хоп американский, причем идет очень явное разделение на команды, которые на сцене делают постановку, и на тех, кто просто рубит хореографию. В частности, здесь на чемпионате есть номера, продуманные от начала до конца, но таких - единицы. В нашем номере, да, явной идеи не было» - танцоры из команды Masta Funk.

«Понятие российского хип-хопа? Ну да, наверное, существует. Только если говорить о том, что происходит конкретно на этом чемпионате, то здесь идет настрой на определенные манеру и стиль, и люди не особо передают хип-хоп. Разве что у детей очень сильная «прокачка» идет.

Если говорить в общем - в России много талантливых танцоров, которые могут показать и рассказать, что такое хип-хоп. Здесь же - может пара сильных команд, а многие команды просто пытаются что-то повторить, используя избитые темы. Возможно, все это происходит из-за жестко определенных условий конкурса. Но даже в этих условиях можно как-то креативно, интересно подойти к постановке, не показывая все в таком банальном виде» - Игорь Лидер, команда Jack’s Garret.

«На чемпионате задан определенный формат. Соответственно, шоу каждой команды – это поппинг, локинг, вакинг, крамп, хип-хоп, хаус, и в каждое шоу все пытаются вложить по-максимому. Получилось, что все просто танцуют одно и то же, только в разной последовательности. И при этом многие под кого-то «косят», на кого-то смотрят. Если говорить про нас – мы не загоняем себя в рамки формата, у нас не коммерция. Мы не называем это не хип-хоп, не хаус, есть такое название «экспериментал» - то, что не является форматом.


 
Вообще, я считаю, понятия российского хип-хопа у нас нет. В этом проблема русских, они все время под кого-то «косят». По-моему, российский хип-хоп должен впитать русские традиции, не знаю, народные платки там. Вот дети сегодня в выступлении использовали народные песни под хип-хоп, вставили элементы народного танца…» - Александр Ошкин, команда Jack’s Garret. 

«По-моему, у хип-хопа нет разделения - нет американского, канадского, японского, он единый, это единая культура. Почему-то разделяют людей на расы, и делят танцы туда же. А люди-то едины! Так что хип-хоп должен быть одной общей культурой. А уже внутри - каждый человек по своему уникален, особенности, индивидуальность есть у каждого.
 
Лично мое мнение - хороший уровень здесь у единиц. Их очень мало. Хороший уровень – это техника, подача, манера танца, энергетика. Нужно получать удовольствие от танца, а многие танцуют, просто потому что надо. Это неправильно. Идея постановки? Конечно, идея должна быть, поскольку это шоу. У высокоуровневых команд идея прослеживается, при этом она не обязательно должна быть явной, ее можно передать, используя какие-то свои фишки» - Алексей Снег, команда «Доберман».

Финал получился необычайно эмоциональным. Ребята выкладывались, как могли.

Дополнительно накалил атмосферу участник команды TOP 9 в B-Boy баттле (3x3), бросивший несколько неуважительных фраз в сторону судей, в результате чего команду чуть не исключили из чемпионата. Благо, Alien Ness мудро рассудил, что нельзя наказывать всю команду из-за одного человека. Соревнование продолжилось.

Выступили команды, выступили сольные танцоры, судьи поставили свои оценки.  Объявлять победителей вышел президент Hip-Hip International in Russia Артемий Манукян, заглянул в листок с решениями судей и, видимо, сам слегка смутился. После объявления результатов в зале воцарилась довольно странная атмосфера – с одной стороны радостной суматохи, с другой – недоумения и напряженного


 
«Команда «Доберман» со всем уважением и любовью говорит спасибо всем за творчество и энергию, которые мы друг другу подарили. Шоу получилось супер. Я могу сказать только одно – ждите нас на чемпионате в следующем году. Хотя мы и не хотели больше участвовать, но здесь уже дело принципа» - Данила Ситников, команда «Доберман».

«По поводу результатов чемпионата я бы воздержалась.…Ходит одно мнение, которое я не хотела бы озвучивать. Если кратко, многие не согласны с первым местом и считают, что другая команда должна была победить, а та команда, что победила, не должна была войти в тройку лидеров. Но это мнение наших друзей. В любом случае, спасибо всем. Все было здорово» - Анна Дельцова, команда Jack’s Garret.

Пока танцоры обсуждали результаты чемпионата, в небольшой гримерной за сценой судьи, наконец-то, получили возможность немного расслабиться после двухдневной напряженной работы. Они общались, отвечали на вопросы танцоров и устало улыбались.

JP Chandler: «Вы хотите, чтобы я прокомментировал результаты? Лично мое мнение – если вы делает упор на шоу, работаете технично и слаженно, но не танцуете – это не является танцем ради танца, и, соответственно, этого не достаточно для победы. Это и есть та причина, по которой победителям стали Super Girls, в их танце была сила и энергетика, и это передавалось зрителю. Когда я увидел их первый раз, на полуфинале – это был один уровень, на финале это был совсем другой уровень, намного выше. Намного».

Alien Ness: «В России я уже третий раз. В 2005 году, когда впервые сюда попал, я был удивлен высокому уровню российских би-боев. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что уровень стал еще выше.

Вообще, люди часто спрашивают меня, в какой стране танцуют лучше всего? Понимаете, я смотрю глобально, оцениваю не страны, а танцоров. Кто-то может тренироваться один год, но за этот год научиться одному движению, которое может перечеркнуть всю мою карьеру. Вы понимаете, о чем я? Именно поэтому не имеет значения, в какой стране лучшие танцоры. В каждой стране есть свои супер – звезды, которые могут соревноваться между собой. Сейчас время глобального мышления. Когда я начинал танцевать я хотел быть лучшим среди своих соседей. Сейчас, когда би-бой начинает танцевать, он хочет быть лучшим в мире. В целом, на глобальном, мировом уровне, брейкинг в настоящее время находится в своей высочайшей точке».

Omar Paloma: «Это мой первый визит в Россию, и я действительно удивлен, потому как увидел достаточно большое количество танцоров. Касаемо моей оценки – того, что существует сейчас в Америке, у вас нет. Но видно, что танцевальная хип-хоп культура в вашей стране активно развивается. Чему вам нужно учиться, так это качеству танца. Однако я был восхищен, когда смотрел фристайл баттлы – качество исполнения отдельных танцоров, на самом деле, очень высокое.

Что касается команд – техника идет к тому, чтобы быть на высоком уровне. В будущем, если вы будете больше думать о хореографии и о том, как работать с танцем, Россия, без всяких вопросов, будет очень сильной страной в плане хип-хопа.

Под «работой с танцем» я подразумеваю сочетание техники и хореографии. В сольном танце вы не думаете об этом, вы только слушаете музыку и что случиться, то случиться. Но когда вы придумываете хореографию, тем более для команды, вам нужно представлять целиком всю картинку. В частности, это касается случая, когда вы вставляете элементы локинга под музыку, не соответствующую локингу. Или танцуете вакинг под техно. Все это создает неправильное восприятие. Конечно, вполне возможно танцевать локинг под музыку любого стиля, даже под классику. Но вы должны иметь абсолютно точное представление, что такое есть локинг и что такое классическая музыка».

JP Chandler: «Что еще могу отметить – так это достаточно низкий уровень командной хореографии, в которой очень часто используются простейшие базовые движения. Возможно, поэтому общая картинка смотрится довольно блекло. Я наблюдал за теми же танцорами в коридоре, когда они разминались - сами для себя они танцевали намного сильнее и интереснее, и было видно, что уровень их техники намного выше, чем было показано в постановке. Здесь уже задача хореографа – сделать так, чтобы каждый танцор максимально раскрылся в номере.

Еще, по мелочам, один из минусов некоторых команд – в перестроениях. В перестроениях нужно тоже танцевать, а не просто перебегать или переходить. Это очень бросается в глаза.
 
В общем же, мне определенно нравятся русские танцоры. Потому что они не являются толпой. Да, уровень ниже американского, но чувствуется огромный потенциал. И я 100% хочу еще вернуться в Россию. Хотя, признаться, язык у вас здесь очень сложный».

Владимир Хан: «Российский хип-хоп развивается в нужном направлении, во многом благодаря таким мероприятиям. Самое главное, беря основополагающее, суть хип-хопа, не нужно идти по одной протоптанной тропинке. Креативность не состоит в том, чтобы сделать модно».

Артемий Манукян: «Я очень рад, что мы все-таки провели, воплотили в жизнь этот чемпионат. Конечно, были небольшие сложности, не обошлось без скандала, но это в стиле Hip-Hop International. Результаты лично меня тоже немножко удивили, но в компетентности судей никто не сомневается. Надеюсь, что в этом году Россия войдет хотя бы в пятерку… нет, займет первое место на чемпионате в Лас-Вегасе».